Дидактическая игра «Чья голова, чей хвост» по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста. Дидактическая игра «Угадай, чей хвост?» и Дидактические игры с прищепками

Дидактическая игра: Магазин «Хвосты»

Игра рассчитана для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.В игре использую готовые картинки, для более легкого освоения материала применяю авторские стихи, так как детям трудно даются притяжательные прилагательные.

Цель:
активизация словаря по теме «Животные», закрепление умений образовывать притяжательные прилагательные, развитие внимания, усидчивости, мышления, воображения, инициативности.

Правила игры
Перед ребенком разрезные картинки с изображением животных и хвостов. Ребенку предлагается подобрать хвосты для животных. Педагог читает стихотворение, ребенок следуя по тексту находит нужный хвост и примеряет их. После каждого четверостишия, педагог опрашивает детей, чьи хвосты примеряло это животное, и чей хвост оно выбрало. Добивается четкого повторения каждого прилагательного с существительным- " лошадиный хвост", "лисий хвост" и так по всем картинкам. Можно вместе с ребенком повторить стихотворение для закрепления.

Открылся магазин «Хвосты»
Сегодня утром на поляне.
Всем приглашения раздали:
Медведю, еноту, лисе, обезьяне.


Лошадка первой прискакала,
Хвосты смотрела, примеряла
Заячий, львиный, барсучий, ослиный,
Подумав, сказала: «Мне лошадиный».


Свинья в магазин следом пришла
Хвост подобрать никак не могла.
С беличьим в луже лежать неудобно,
С волчьим - хозяин оставит голодной.

Выбрала хвост – завитушку, свиной.
Отправилась свинка с обновкой домой.


Ослик зашел в наш магазин.
Не думая долго, сразу решил:
Он хвост не возьмет себе львиный,
А с бантиком синим – только ослиный.


Модница наша – плутовка лиса.
Хвост выбирала долго она:
Львиный – не то,
Обезьяний – без меха,
Лисий взяла, с ним добьется успеха.


Волк забежал посмотреть на хвосты:
«Что посоветуешь лисонька ты?»
Лиса показала на хвостик барсучий,
Но нет, говорит, волчий все таки лучше.


Зайчишка – малыш осторожно крадется.
Вдруг волку с лисицей он попадется?
Долго не стал он хвосты выбирать-
Заячий взял и скорее бежать.


Она размышляла: « Что же мне взять?»
Хвост лошадиный – слишком большой,
Хвост обезьяний – длинный какой.
Зебриный взяла и скорее домой.


Как обезьянке без хвостика жить?
Решила она себе хвостик купить.
Крутилась, вертелась, хвосты примеряла.
Что выбрать? Бедняжка даже не знала:
Лисий, барсучий иль лошадиный,
Взяла обезьяний – он самый длинный.


Барсук хвост стал подбирать.
Давайте, ребята, ему помогать.
Заячий, лисий и лошадиный –
Красивый, пушистый, но чуточку длинный.
Барсучий понравился больше всего.
Полоски красивые есть у него.


Белка, и та, за хвостом прискакала.
Смотрела, ласкала и примеряла –
Львиный барсучий и даже свиной.
Беличий лучше – он будет мой.


Вот и закрылся наш магазин.
Остался коровий хвостик один.
Завтра хвосты еще привезут,
Своих покупателей все они ждут

Логопедическая игра для дошкольников «Чьё туловище? Чей хвост? Чья голова?» предназначена для закрепления у детей с нарушениями речи умения образовывать притяжательные прилагательные. В этой игре дети припоминают внешний образ диких животных, подбирают к туловищу хвост и голову, правильно их называют.

Многие дошкольники с речевыми нарушениями с трудом усваивают притяжательные прилагательные, поэтому для этой работы приходится использовать несколько вариантов игр. Идею изготовления диких животных из фетра я взяла на просторах интернета, но выполнила их из цветного картона и приклеила магниты. Данная логопедическая игра будет полезна не только учителям-логопедам, но воспитателям дошкольных учреждений и родителям, которые заинтересованы в исправлении речевых нарушений у детей.

Цель игры:

Коррекционно-образовательная : активизация словаря и обобщение знаний детей об обитателях леса - диких животных; закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные; отработать навык правильного употребления в речи падежных окончаний;

Коррекционно-развивающая: учить детей отгадывать загадки; работать над развитием психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения, зрительного гнозиса;

Воспитательная: дружеские взаимоотношения между детьми, активность и самостоятельность на занятии;

Оборудование: игрушки диких животных; изображение диких животных с детенышами около их «домиков»; магнитная доска, части диких животных, деревья, птицы.

Ход игры:

1. Беседа с детьми о диких животных.

Дети выбирают игрушки диких животных и отвечают на вопросы логопеда:

Назовите, каких диких животных вы знаете?

Как выглядит?

Как зовут детенышей?

Где живут?

2. Логопед предлагает отгадать загадки о диких животных:

Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там…

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это… (белочка)

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Долго спит и видит сны.

(медведь)

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?..

3. Логопедическая игра «Чьё туловище? Чей хвост? Чья голова?»

Ребята, я подготовила для вас картинку с изображением лесной полянки, на которой любят собираться дикие животные (дети подходят к мольберту с магнитной доской). Но посмотрите, что случилось? Наверное ветер-проказник налетел, разбросал все картинки. Давайте разложим всё по местам. Это чьё туловище? (заячье), голова чья? (заячья), хвост чей? (заячий), кто это? (заяц).

Таким же образом раскладываются изображения волка, лисы, медведя, белки, отрабатывается практическое употребление притяжательных прилагательных.

Кто находится на лесной полянке? (дикие животные - волк, лиса, заяц, медведь, белка, еж)

Кого можно встретить на лесной полянке? (волка, лису, зайца, медведя, белку, ежа)

С кем можно встретиться в лесу? (с волком, с лисой, с зайцем, с медведем, с белкой, с ежом)

Кому нравится жить в лесу? (волку, лисе, зайцу, медведю, белке, ежу)

О ком мы говорили сегодня на занятии? (о волке, о лисе, о зайце, о медведе, о белке, о еже)

Пополнение в коллекции логопедических игр. Чей хвост – традиционная игра для развития мышления и речи. Детям предлагают узнать животное по хвосту или подобрать хвостик к туловищу. Но самое главное правильно назвать хвост лисы – лисий, а кошки – кошачий и т.д.

В наборе девять игрушек: лиса, волк, заяц, белка, кошка, собака, рыбка, петух, крокодил. Я выбрала самых ярких и узнаваемых обладателей хвостов. Цвет часто подсказывает детям, какой хвост куда подходит. Зеленый хвост крокодила мало кто приделает к рыжей лисе. Поэтому сложность задания для восприятия и мышления минимальна. Я задумала сделать игру более сложной.

Объединила это упражнение с игрой “Угадай по тени” . А еще мне хотелось, чтобы хвосты прикладывались к фигуркам животных, а не были просто на карточках. Если ребенок правильно выполняет задание, то у него не две карточки с туловицем и хвостом, а целая игрушка! Для малышей это особенно важно.

Эта игра полезна не только для малышей. К сожалению, многие первокласники не могут правильно образовать нужное слово.

Я конечно же сделала игрушки из фетра, сшила 2 детали из жесткого корейского фетра 1,2мм толщиной. Хотела упростить себе жизнь и использовать липучку на клейкой основе. Мне нравится ровная форма кружочков. Но держится такая липучка недостаточно хорошо для этой игры, поэтому для надежности пришила.

Эту игрушку можно вырезать из толстого фетра, не сшивать детали. А еще по выкройкам можно сделать и бумажный или картонный вариант.

Игра когда так полюбилась всем деткам, что теперь она гуляет по интернету даже без упоминания, что это моя игра. В этот раз я подготовила вам задания с прищепками «Чей хвостик – животные фермы» . Задания для детей от 1,5 до 6 лет. В комплект входят: лошадь, корова, овца, коза, свинья и кролик. Хвостик каждого животного уникален и детям будет не трудно и интересно их прикрепить.

Как сделать? В документе PDF будет три страницы. Их нужно распечатать на плотной фотобумаге (250 г/м). Заламинировать животных. Вырезать их по контору. Хвостики сначала приклеить клеем ПВА на деревянные прищепки. А когда приклеится, обклеить прозрачным скотчем. Не забудьте обрезать излишки пленки.

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.

Павлова Оксана Вячеславовна – Воспитатель МДОУ Кубринский детский сад «Рябинка» с. Кубринск, Переславский район, Ярославская область
Дата поступления работы на конкурс: 04.03.2017г.

Дидактическая игра «Угадай, чей хвост?»

Цель: Развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики. Дидактический материал: Карточки с изображением различных животных, а также их хвостов.
Дидактические задачи: - Закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных, развитие мелкой моторики рук.

Ход игры: Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки линиями. Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т.д.).

Младший возраст. Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.

Средний возраст. Попросить детей назвать, чей хвостик потерялся. Найти хозяина легко, а вот сказать правильно, ой как сложно. Так происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.

Старший возраст. Дети ежедневно самостоятельно ищут где чей хвост и проговаривают слова, отвечающие на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.

Дидактические игры с прищепками для детей 2 – 3 лет

На третьем году жизни дети становятся более самостоятельными. Продолжает развиваться предметная деятельность, совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, наглядно – действенное мышление, в конце года проявляются основы наглядно – образного мышления, но ведущую роль занимает – ИГРА!

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В своей, первой младшей группе, я использую инновационную методическую продукцию «Игры с прищепками для детей 2-3 лет», которую использую на уровне группы. Данная инновационная технология, позволяет усваивать детьми определенные знания, умения и навыки.

Цель и задачи данной технологии таковы:

  1. Обогащать сенсорный опыт детей 2-3 лет
  2. Развивать познавательную активность детей
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей
  4. Развивать внимание детей, воспитывать усидчивость
  5. Умение принимать воображаемую игровую ситуацию



Похожие публикации