Сборник подвижных игр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Подвижные игры на уроках физкультуры "Гонка с выбыванием"

Займите старшеклассников интересными и подходящими им по возрасту играми, конкурсами. Желаем отличного времяпровождения!


Танцы бывают одиночные, парные и групповые. Парные танцы исполняют, стоя лицом к лицу и поддерживая друг друга за руки, плечи или талию. Так же при этом мужчина и женщина глядят друг другу в глаза. А что будет, если появится мода исполнять парные танцы, стоя спиной к спине? Попробуйте проверить, что из этого получится. Станцуйте "затылок в затылок” такие известные танцы, как вальс, кадриль, фокстрот, самбо, твист.

Игра "Замедление"


Все любители кино знают, что такое "замедленная съёмка. К замедленной съемке прибегают режиссеры и операторы, когда хотят драматизировать съёмку или когда хотят обратить внимание зрителей на тончайшие оттенки мимики и пластики героя. Чаще всего в замедленном темпе показываю сцены драк и падений, а ещё - сцены катастроф. Попробуйте, не прибегая к средствам кино и видеосъемки, изобразить некоторые нетрадиционные замедленные сцены. В замедленном темпе покажите, как человек чихает, убивает комара, чешет под лопаткой, принимает лекарство, обгрызает ноготь.

Усложненный вариант игры "Испорченный телефон"


Простая, но очень веселая игра, известная еще с детства. Один из гостей быстро и нечетко, шепотом говорит соседу справа какое-нибудь слово. Тот, в свою очередь, таким же манером шепчет услышанное своему соседу - и так по кругу. Последний учстник встает и громко произносит переданное ему слово, а тот, кто начинал игру, говорит свое. Иногда результат превосходит ожидание. Вариант игры - "Ассоциации", т.е. сосед не поторяет слово, а передает ассоциацию с ним, например: зима - снег.

ГДЕ Я?


Участвующего усаживают спиной ко всем, а на спину прикрепляют табличку с заранее приготовленной надписью. Надписи могут быть различными: "Туалет", "Магазин", "Интститут" и пр. Остальные наблюдающие задают ему разнообразные вопросы, типа: "Зачем ты туда ходишь?", "Как часто?" и т.п. Играющий должен, не зная того, что написано на подвешенной на него табличке, отвечать на вопросы.

Подвижная игра "Водоносы"


Наполнить стаканы чайной ложкой. Кто быстрее справится с заданием, получает возможность выпить содержимое (сок).


Для этой игры потребуются кегли и повязки на глаза по количеству участников. Игра командная. Кегли расставляются "змейкой" перед каждой командой. Команды, взявшись за руки, с завязанными глазами пытаются пройти дистанцию, не задев кегли. У чьей команды окажется меньше сбитых кеглей, та и победит в "путешествии". Сколько не сбитых кеглей - столько очков.


Участники разбиваются на группы по 4 человека. Каждая группа получает задание написать за 10-15 минут рассказ на какую-нибудь тему (»Как я собирался в лагерь», «Наше путешествия в лагерь» и т.д.). Но при этом в рассказе вместо определений-прилагательных должны быть оставлены пустые места. Затем группы собираются вместе и по очереди вписывают в свои рассказы прилагательные, которые наугад говоря им представители других групп. Эти прилагательные могут носить смешной (но не обидный) характер. Замет зачитываются готовые рассказы, определяется самое смешное, самое оригинальное произведение. Продолжительность игры 40-50 минут.


******************************************

А вне Советов оказались только те, кто жил эксплуатацией, обманом и насилием,- капиталисты, помещики и высшее чиновничество.
И мы с Сережей, сидя на галерке, с восхищением говорили о том, что, казалось бы, после разгрома революции пятого года царское правительство с помощью различных своих прихлебателей, буржуазных лакеев, сделало все, чтобы вытравить, затемнить и бесследно уничтожить самую память о Советах рабочих депутатов. Но вот, едва рухнуло самодержавие, как тут же по всей стране, сначала в столицах и рабочих центрах, а потом по бесчисленным городам и городишкам и, наконец, в деревнях и селах, стали снизу, по почину народных масс, вновь возникать эти конденсирующие революционную энергию организации. Оказалось, что политический опыт пятого года совсем не забыт, трудовой народ свято хранил память о созданных им революционных учреждениях. И они поднялись, казалось бы, из самой русской почвы, с теми же своими особенностями и задачами и с той, похожей на естественную, закономерностью, с какой земля в новую весну рождает такие же цветы, какие цвели на ее лугах и полях в весну предыдущую.
По всем городам России к Советам рабочих депутатов стали присоединяться посланцы, избранные солдатами, то есть крестьяне в солдатских шинелях, с винтовками в руках. Потом прибыл из-за границы Ленин, взглянул своим орлиным взглядом н сразу определил, что Советы рабочих депутатов есть единственно возможная форма революционного правительства! Проницательные слова его о том, что рядом с Временным правительством, правительством буржуазии, сложилось еще слабое, зачаточное, но все- таки несомненно существующее на деле и растущее правительство рабочих и солдатских депутатов, мигом облетели всю Россию. Эти слова вызывали ненависть у буржуазии, растерянность и бешенство соглашателей, будоражили умы и вызывали надежду на лучшее будущее у рабочих и у всех, для кого социализм не был пустым и красивым словом.
Ленин, тогда еще гонимый и преследуемый буржуазией, предсказал, что многоголовая советская громадина, в создании которой приняла участие вся трудовая Россия, имеет великую цель. «Вся власть Советам!» - сказал он, и большевики, последователи Ленина, провозгласили эту цель перед всем народом.
И я помню, как на одном из первых заседаний Челябинского городского Совета снова вышел на трибуну невысокого роста, крепко затянутый поясом, худощавый солдат Цвиллинг - депутат оружейных мастерских. Своим резковатым, напоминающим боевой рожок голосом он четко и ясно сказал, что трудящиеся не должны давать себя обманывать, что Временное правительство состоит из капиталистов.
- Никакого доверия министрам-каииталистам! Долой Временное правительство! Вся власть Советам!
И никак нельзя было не признать правды этих слов. Нельзя было не признать, что министры Временного правительства- Гучковы и Львовы, Коноваловы и Терещенки - являются капиталистами. Но люди, к которым адресовался Цвиллинг, не искушенные в политике рабочие и солдаты, были еще политически наивны: ведь самодержавие только что рухнуло, множество партий, именовавших себя социалистическими и революционными, вышло на политическую арену, и все они клялись в преданности интересам трудового народа, и все они требовали доверия и поддержки Временному правительству. И только одна партия Ленина твердила свое.
Она именно твердила. Я помню, как большевики, словно взяв себе за правило, выступали чуть ли не на каждом заседании Совета, говорили снова и снова об одном и том же, варьируя только содержание своих речей, в зависимости от быстро сменяющих одно другое событий текущего дня революции.
Встал вопрос о захватнических намерениях министра иностранных дел Милюкова, и они заговорили об империалистическом характере войны, о влиянии банков, синдикатов и трестов на политику буржуазных правительств. Снова и снова о разделе мира между империалистами. И теперь под громом аплодисментов встречал Совет большевиков, и беспокойно переглядывались еще сидевшие в президиуме представители соглашательского большинства, чувствуя, что стулья качаются под ними.
Здание Народного дома стояло на самом возвышенном месте города, и теперь, когда его занял Совет рабочих депутатов, казалось, что оно не случайно высится над городом. В этом здании шла непрекращающаяся работа Совета рабочих и солдатских депутатов.

Это вариант всем известной игры "Шарики", только в этот раз - для группы. Соответственно, приготовить для конкурса нужно надувные шары, которые в процессе привязываются к ноге каждого участника. Можно привязать на щиколотку один, а если не жалко - два шарика. Все зависит от того, сможете ли вы себе позволить столько материалов. Дается сигнал - и все учавствующие начинают борьбу, в которой нужно сохранить свой шар целым (или целыми), но в то же время полопать все чужие. Побеждает тот, кто последний остается с целым шариком. Веселье, движение и адреналин обеспечен всем!

Эстафета

Это конкурс по типу эстафеты: нужно на скорость пробежать определенную дистанцию. Но пробежать ее надо так: два игрока становятся спиной к спине, а так же берутся за руки. Такой парой они должны пробежать дорогу туда, а так же назад. Запрещается поднимать и нести на спине второго партнера или падать - в таких случаях конкурсанты выбывают.

Накормить яблоком

Выбираем из зала несколько пар. Завязываем им всем глаза и ставим друг напротив друга. Каждому дается по яблоку (следите, чтобы они были более-менее равными по размеру). Задача - накормить того, кто стоит напротив, как можно быстрее.

Снять шапку

В этом конкурсе могут участвовать минимум двое, максимум - две команды по несколько человек. На земле нужно начертить круг. Участникам одеваем на голову шапку, а левую руку привязываем к телу. Задача: снять шапку у второго игрока и не дать снять свою, и все это в черте круга, за границы которого нельзя заходить. Для команды каждая снятая шапка - очко, для единичного случая победитель - тот, кто сохранит свой головной убор.

Посмотри и запомни

Подготовьте поднос, на который положите различные предметы: карандаш, отвертка, часы - все, что в голову придет. Предметы можно как убирать, так и возвращать на место в процессе конкурса. Человек с завязанными глазами должен отгадать все, что лежит на подносе.

Вырезать буквы

Выбранные люди делятся на две команды, которым вручаются: веревка, карандаши, булавки, ножницы и несколько листов бумаги. Ведущий дает сигнал и двое из каждой команды должны натянуть веревку, а остальным нужно вырезать из бумаги буквы и прицепить их к веревке так, чтобы получилась интересная и красивая фраза из двух слов как минимум. Побеждают либо те, кто сделал это первыми, либо те, у кого фраза получилась оригинальной.

Сценарий конкурсной программы для школьников «Наперегонки с ветром»

Цели : развивать логическое мышление, творческие способности, смекалку, ловкость учащихся; способствовать сплочению коллектива класса.

Ход мероприятия

Ведущий . Привет всем! Сегодня мы собрались здесь, чтобы узнать, кто из вас самый быстрый! Итак, первое задание...

В некоторых конкурсах участвует вся команда, в некоторых по одному человеку из команды, с таким расчетом, чтобы поучаствовал каждый.

Конкурс «Рыбалка»

Каждой команде дается ложка. Необходимо выловить ложкой, которая должна держаться ртом, наибольшее количество горошин, плавающих в тарелке с водой, за определенное количество времени.

Конкурс «Передай мяч»

Каждая команда встает в линию и начинает передавать мяч:

Руками над головой;

Коленями;

Зажатым между подбородком и плечом.

Конкурс «Кто быстрее»

Каждая команда встает в круг. Участникам дается листок, который передается по кругу. Кто сделает больше всех кругов за определенное количество времени, тот побеждает в этом конкурсе.

Конкурс «Практичный»

Необходимо найти новое применение ненужным, отслужившим предметам:

Пустая консервная банка;

Дырявый носок;

Лопнувший воздушный шарик;

Перегоревшая лампочка;

Пустой стержень от ручки.

Конкурс «Писатель»

Каждая команда должна сочинить короткий рассказ, в котором все слова должны начинаться на определенную букву:

(Авантюрист Андрей Аркадьевич Антошкин арендовал автомобиль. Акционировал амбар арбузов, а Андрея арестовал атаман аборигенов.)

Конкурс «Танцевальный»

Один человек каждой команды садится на стул. Ему нужно будет станцевать, не отрываясь от стула, следующий танец:

Ламбада;

Хип-хоп;

Макарена;

Конкурс «Ногопантомнма»

Необходимо только с помощью ног продемонстрировать эмоциональное состояние:

Почтение;

Восторг;

Презрение;

Радость;

Счастье.

Конкурс «Скульптор»

Необходимо представить памятник, т. е. замереть в виде памятника, который называется одной из пословиц и поговорок:

В споре рождается истина.

Любви все возрасты покорны.

Сытый голодному не товарищ.

Глаза боятся - руки делают.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Конкурс «Пантомима»

Необходимо с помощью пантомимы изобразить человека, который торопится и поэтому одновременно делает два дела:

Гладит белье + феном сушит волосы;

Качает коляску с ребенком + чертит на бумаге проект дома;

Размешивает манную кашу + ковыряется в ухе;

Застегивает пуговицы + чистит зубы;

Одной щеткой чистит ботинки + другой щеткой чистит брюки.

Конкурс «Творческий»

Необходимо придумать, как по-новому стали бы называться старые профессии:

Кочегар (оператор котельных)",

Уборщица (технический служащий)",

Дворник;

Посудомойка;

Чистильщик обуви.

Конкурс «Сказочный»

Необходимо придумать новые сказочные названия для следующих предметов:

Подушка, одеяло, простыня;

Сумка, портфель, рюкзак;

Брюки, майка, пальто;

Кресло, комод, тумбочка;

Стакан, кружка, фужер.

Конкурс «Лингвистический»

Необходимо сказать предложения по-другому, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл.

Муха села на варенье.

На столе стоит стакан.

Бьют часы двенадцать раз.

Воробей влетел в окно.

Шел отряд по берегу.

Конкурс «Фантазия»

Необходимо придумать виды товаров, которые продавались бы в магазинах. Например:

Все для двоечников.

Все для прогульщиков.

Все для нерях.

Все для второгодников».

Все для злостных забывалыциков сменной обуви.

Конкурс «Парный»

Выполните простейшие с точки зрения нормального человека действия. Но при этом двоим участникам необходимо обняться друг с другом так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая рука другого. Например:

Вденьте нитку в иголку;

Зажгите свечу с помощью спичек;

Выстригите ножницами кружок из бумаги;

Завяжите шнурок на ботинке;

Замените стержень в шариковой ручке.

Конкурс «Пиктограмма»

Необходимо написать с помощью рисунков, как древние люди, короткое письмо, адресованное другу:

Позвони мне сегодня в 6 часов.

Пойдем вечером играть в футбол.

Давай вместе делать домашнее задание.

Подари мне на день рождения щенка.

Принеси мне ножницы и цветную бумагу.

Подвижные игры для детей старшего возраста.

Сентябрь.

«Ловишка, бери ленту». совершенствовать умение детей бегать с ускорением, и увертыванием, четкое выполнение правил игры.

Играющие становятся в круг, выбирают Ловишка. Все. Кроме Ловишка, получают ленточку, которую закладывают сзади за пояс или ворот. Ловишка встает в центре круга. По сигналу воспитателя: «Беги!» - дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого-нибудь из них ленточку. Ребенок, лишившийся ленточки временно отходит в сторону. Ему воспитатель предлагает выполнить несколько упражнений по желанию.

«Пингвины». Продолжать тренировать детей в прыжках с мешочком, зажатым между ног.

Дети стоят на одной стороне площадки – это домик пингвинов. Через 4-5 метров проводится вторая черта – это льдина. По сигналу воспитателя «идите гулять» - дети передвигаются по полю прыжками с зажатым мешочком. Тот ребенок, у которого мешочек упал - возвращается в домик. Побеждает ребенок, который дольше прыгал по полю.

Целься вернее . Учить детей бросать предметы левой и правой рукой в горизонтальную цель разными способами.

Дети становятся в круг, каждый ребенок держит в руке мешочек. В центре круга стоит корзина (расстояние между детьми и корзиной не более 1,5-2 м.) воспитатель дает команду, и дети начинают бросать мешочки в корзину, затем подходят к нему и забирают свои мешочки. Игра повторяется.

«Проползи – не задень».

2-ой вариант

Дети делятся на две команды, к

«Летает – не летает» . Совершенствовать умение детей ловить и бросать мяч водящему.

Дети стоят в кругу в середине – водящий. Он держит мяч в руках. Поочередно бросает мяч по кругу каждому ребенку, при этом называя предмет. Если этот предмет летает, то ребенок ловит мяч и говорит «летает». Если предмет не летает, то ребенок тоже ловит мяч и говорит «не летает».

Октябрь.

«Пожарные на учении». совершенствовать умение детей быстро влезать и слезать с гимнастической лестницы, не пропуская рек и не спрыгивая с последних реек на пол. Дети строятся в три- четыре колонны лицом к гимнастическим лестницам – это пожарные. Первые стоят за чертой (исходная линия) на расстоянии4-5 метров от лестницы. На каждом пролете гимнастической лестницы на одинаковой высоте висят колокольчики. По сигналу воспитателя дети, стоящие первыми в колоннах, бегут к лестнице, влезают на нее и ударяют в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются в свою команду и встают в конец колонны. Воспитатель отмечает самого быстрого. Затем дается сигнал для следующей группы.

«мы веселые ребята». Закреплять навыки у детей убегать от ловящего. Тренировать ловкость, внимание. Развивать скоростные качества.

Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей (на середине площадки) находится Ловишка. Дети произносят слова текста:

Мы веселые ребята,

Любим, бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать:

Раз, два. три – лови!

после слов «лови»дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит. Тот, кто не успел добежать до противоположной черты, и его коснулся ловишка рукой, считается пойманным. Его Ловишка уводит к себе в дом.

3.«найди и промолчи».

Воспитатель

4. «Удочка». Совершенствовать умение детей отталкиваться интенсивно от поверхности и подтягивать ноги во время прыжка.

Дети стоят по кругу. Воспитатель – в центре круга. Он держит в руках шнур, на конце которого привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает шнур по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног.

5.«Мяч о стенку». Совершенствовать умение детей бросать мяч о стенку разными способами и ловить его после отскока от стенки. Развивать ловкость, координацию.

Подгруппа детей выстаивается в шеренгу перед стеной. И одновременно по сигналу воспитателя бросают мяч, указанным воспитателем способом (от груди, снизу, из-за головы), затем после отскока его ловит. Воспитатель отмечает самого ловкого ребенка.

Усложнение: дети выстраиваются в две шеренги, первая шеренга бросает мяч о стенку. А дети второй шеренги ловят его.

Ноябрь.

«мышеловка». Совершенствовать умение детей ходить по кругу, подлезать под препятствия, внимательно слушать команды. Развивать координацию, ловкость. Играющие делятся на 2-е неравные группы. Меньшая образует круг – это мышеловка. Остальные – мыши, находятся за кругом. Дети изображающие мышеловку берутся за руки и начинают ходить по кругу. Приговаривая:

Ах, как мыши надоели, Берегитесь же плутовки,

Развелось их, просто страсть. Доберемся мы до вас.

Все погрызли, все поели, Вот поставим мышеловки,

Всюду лезут – вот напасть. Переловим всех за раз!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают и выбегают в круг – мышеловку. После слов воспитателя «хлоп» - мышеловка захлопнулась. Мыши, оставшиеся в кругу считаются пойманными, они встают в круг, тем самым, увеличивая размеры мышеловки.

«Не попадись». Закреплять умение детей впрыгивать в круг и выпрыгивать из него. Развивать координацию движений, ловкость. совершенствовать качество прыжка. Реакцию движений.

На площадке чертится круг. В середине круга стоят 2-3 ловишки. Остальные дети стоят за кругом. По сигналу воспитателя дети на двух ногах впрыгивают в круг и выпрыгивают из круга по мере приближения ловишек, а те стараются осалить кого-нибудь из детей. Осаленные дети отходят в сторону. После того, как осалены 4-5 детей – игра останавливается, и выбираются новые ловишки.

«Медведи и пчелы». Закреплять навыки детей в лазании по гимнастической лестнице различными способами, не пропускать перекладины; слезать до конца, не спрыгивать с гимнастической лестницы на пол.

Гимнастическая лестница – это улей, на противоположной стороне – луг, в стороне – берлога медведей. Несколько детей – медведи, они в берлоге. Остальные пчелы, влезают на стенку. По сигналу пчелы вылетают (слезают с гимнастической стенки) и летят на луг. Медведи в это время выбегают из берлоги и забираются в улей (гимнастическую стенку). На сигнал «медведи» пчелы летят в улей, а медведи за это время должны успеть убежать в берлогу. Медведей, не успевших вовремя слезть, пчелы жалят – дотрагиваются рукой. После двух повторений дети меняются ролями.

«Поймай мяч». Совершенствовать навыки детей в бросании и ловле мяча. Развивать ловкость, сноровку, быстроту реакции.

Дети распределяются на тройки и свободно располагаются по всей площадке. Двое детей становятся напротив друг друга на расстоянии 2-2,5 метра. Трети ребенок встает между ними. Дети перебрасывают друг другу мяч, а стоящий между ними пытается его коснуться рукой. если это удается, то он становится на место бросавшего, а тот занимает место водящего. Когда ребенок долго не может поймать мяч, то он поднимает руку вверх, и тройка с помощью считалки определяет нового водящего.

«найди и промолчи». Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, четкому выполнению правил игры.

Воспитатель показывает детям предмет (платочек, ленточку, флажок и т.д.), дает детям установку запомнить его. Затем дети отворачиваются или закрывают глаза. Воспитатель прячет этот предмет куда-нибудь. Просит детей зайти или открыть глаза и найти этот предмет, но тот, кто его найдет должен подойти к воспитателю и тихонечко, чтобы никто не услышал указать место нахождение этого предмета.

Декабрь.

Два мороза. Совершенствовать умение детей координировать движения, убегать от ловящих детей. Проявлять смекалку и самостоятельно действовать зависимости от обстоятельств.

На противоположных сторонах площадки отмечаются два дома, играющие располагаются в одном из них. Выбирается 2 водящих; один – мороз – красный нос, а второй – мороз – синий нос. Они становятся по середине площадки между двумя домами и произносят слова:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые,

Я мороз – красный нос,

Я мороз – синий нос,

Кто из вас решится в путь

Дороженьку пуститься.

Играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После слова «мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящие их догоняют и стараются дотронуться ругой – «заморозить». «Замороженные» останавливаются и дальше не двигаются.

Проведи мяч. Упражнять детей в ведении мяча ногами по прямой линии и между препятствиями, не отпуская его далеко от себя.

Дети делятся на две команды, у каждой команды свой мяч. Дети стоят в колонне по одному, перед ними дорожка, обозначенная кеглями с двух сторон, которая заканчивается стойкой. Затем рядом с дорожкой ряд стоек расстояние, между которыми 1,5 м. задача детей провести мяч по прямой дорожке, завести за стойку, обратно ведение мяча «змейкой» между стойками. Побеждает команда первой закончившей эстафету.

2-ой вариант : упражнять в баскетбольном ведении мяча между предметами.

На расстоянии 1 метра в один ряд ставятся разметка или стойки (6-8шт.) детям предлагается пройти по этой дорожке, ведя мяч одной рукой «змейкой». Побеждает тот, кто не сбил ни одной стойки.

Охотники и зайцы. Тренировать детей в прыжках на двух ногах. Левой и правой ноге поочередно, развивать меткость, скоростные реакции детей.

Из числа игроков выбирают водящего – охотника, остальные – зайцы. На одной стороне площадки отводится место для охотника, на другой – дом зайцев. Охотник ходит по залу, имитируя поиск следов зайцев, а затем возвращается к себе в дом. Зайцы выпрыгивают из дома и начинают прыгать по всему залу на двух ногах, на левой и правой ногах попеременно в разных направлениях. По сигналу «Охотник!» - зайцы убегают к себе в дом, а охотник бросает в них мяч (2-4шт.), лучше мягкие. Те, в кого охотник попал, считаются пойманными и выходят из игры. После каждой охоты, меняется охотник.

Будь ловким. Совершенствовать навыки прыжков в длину между предметами. Обращать внимание на качество прыжков.

Играющие выстраиваются в две колонны у исходной черты. Первые игроки, прыгая на двух ногах между предметами (кубиками, кеглями, стойками, разметкой), достигают линии финиша, затем бегом возвращаются в конец своей колонны. Следующий игрок начинает прыгать только после того. Как предыдущий игрок пересечет линию старта.

Собери картинку. Ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание на определенном предмете, действовать слаженно.

Под музыку дети выполняют различные движения на гимнастической скамейке лежат разрезанные картинки. В разных сторонах площадки размещаются целые картинки. После того, как замолкает музыка, дети берут разрезанные картинки, находят целую картинку и начинают собирать из частей картинки целую, побеждает команда первая, собравшая картинку.

Январь.

«не оставайся на полу». Продолжать учить детей впрыгивать на возвышенность и спрыгивать в глубину, развивать координацию детей. Ловкость.

Игра проводится в той части зала, где находится гимнастическая стенка. Гимнастические скамейки и другие предметы, высота которых не выше 30 см. выбирается ловишка из числа игроков. Ему на руку повязывают цветную ленточку. Дети размещаются на снарядах. С началом музыки дети спрыгивают с предметов и бегают по залу. Ловишка принимает участие в беге. По сигналу воспитателя «лови!» ловишка ловит тех детей, которые не успели встать на возвышенность.

2 вариант : дети бегают по залу, а ловишка старается их поймать. Дети по мере приближения ловишки впрыгивают на возвышенность, тот, кто не успел впрыгнуть и до него дотронулся ловишка – считается пойманным.

2. « Ловишки парами ». Совершенствовать навыки детей убегать от ловящего. Ловящему догонять убегающего. Тренировать скоростные качества детей. Дети выстраиваются в две шеренги на расстоянии3-4 шагов друг от друга. По сигналу воспитателя «Лови!»- дети первой шеренги убегают, а дети второй шеренги их догоняют. Каждый ребенок ловит свою пару, и стараются осалить прежде, чем первые пересекут обозначенную линию финиша (расстояние 10-12 м). Воспитатель подсчитывает количество пойманных детей. Затем дети меняются местами.

3. мяч водящему. Упражнять детей в прокатывании мяча ногой игроку, останавливать мяч ногой. Развивать быстроту реакции, ловкость.

Играющие разбиваются на несколько групп по 6-7 человек в каждой, образуют круг. В середине каждого круга стоит водящий. У него перед ногами большой мяч диаметром 25 см. водящий прокатывает поочередно мяч игрокам. Те должны остановить мяч ногой и также передать мяч водящему. Если водящий пропустил мяч от игрока, то они меняются метами.

2-ой вариант игры: упражнять детей в бросании мяча различными способами, и ловле мяча.

Играющие разбиваются на несколько групп по 6-7 человек в каждой, образуют круг. В середине каждого круга стоит водящий. Водящий перебрасывает мяч по кругу игрокам способом, указанным воспитателем. Группа, закончившая первой, поднимает руку.

4.Покатай тачку. Тренировать детей в ползании, укрепляя мышцы рук. Действовать согласованно.

Дети делятся на пары. Один ребенок ложится на пол, а второй поднимает его ноги вверх и держит их. Первый ребенок проходит на руках 3-4 метра, затем дети меняются местами.

5.Найдем зайца (лису, волка и т.д.). развивать внимание детей, умение ориентироваться в пространстве, используя слова «холодно – тепло - жарко». Воспитатель показывает детям игрушку, которую им предстоит найти. Затем дети выходят из зала или закрывают глаза. В это время воспитатель прячет эту игрушку и кладет несколько следов на пол. Дети заходят в зал и с помощью следов – подсказок ищут зайца. Воспитатель регулирует движение детей с помощью слов «холодно – тепло - жарко».

Февраль.

1. Попади в корзину. Закрепить умение детей бросать мяч в горизонтальную цель; развивать меткость, координацию движений, ловкость.

Дети делятся на 2-3 команды. Напротив каждой команды ставится корзина на расстоянии 3-3,5м. у каждого ребенка в руках по одному мешочку (теннисному мячику). По сигналу воспитателя дети по очереди бросают мяч в корзину. После того. Как все дети бросят мешочки (теннисные мячики), воспитатель подсчитывает количество попаданий. Выигрывает та команда, в корзине которой большее количество мешочков (теннисных мячей).

2-ой вариант игры . Дети делятся на 2 команды и становятся напротив баскетбольного кольца. По команде воспитателя первые номера бросают мяч в баскетбольную корзину различными способами по желанию ребенка. Затем бросают вторые номера, третьи и т.д. до последнего игрока. Затем воспитатель подводит итоги.

«Пожарные на учении». Совершенствовать умение детей быстро влезать и слезать с гимнастической лестницы, не пропуская рек и не спрыгивая с последних реек на пол.

Дети строятся в три- четыре колонны лицом к гимнастическим лестницам – это пожарные. Первые стоят за чертой (исходная линия) на расстоянии4-5 метров от лестницы. На каждом пролете гимнастической лестницы на одинаковой высоте висят колокольчики. По сигналу воспитателя дети, стоящие первыми в колоннах, бегут к лестнице, влезают на нее и ударяют в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются в свою команду и встают в конец колонны. Воспитатель отмечает самого быстрого. Затем дается сигнал для следующей группы.

с кочки на кочку». Упражнять детей в прыжках вперед, развивать силу толчка, согласованность рук и ног.

На площадке обозначают две линии – два берега, между которыми болото. Воспитатель кладет плоские обручи – кочки на разном расстоянии друг от друга 30, 40, 50, 60, 70, 80 см. Играющие стоят на одном берегу. По сигналу воспитателя дети начинают переправляться на другой берег через болото, прыгая из обруча в обруч. Ребенок, который оступится - попадает в болото. Его может выручить ребенок, назначенный воспитателем. Ребенок подает руку и показывает дорогу из болота.

«Пятнашки». Упражнять детей в беге врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Бегать, ускоряя и замедляя скорость бега, действовать самостоятельно. Выбирается водящий, который получает цветную ленточку и становится в центр круга. По сигналу «Лови!» - дети разбегаются по площадке, а водящий – пятнашка ловит их. Тот, кого пятнашка запятнает (дотронется), тот считается пойманным и отходит в сторону. Через некоторое время воспитатель дает команду «Стой!», игра заканчивается и выбирается новый пятнашка.

Где живет твой зверек? Приучать детей ориентироваться в пространстве, находить необходимый объект быстро и правильно. Развивать самостоятельность. Дети под музыку выполняют имитационные движения, заданные воспитателем (как будет танцевать лисичка? Зайка, птичка?). По окончании музыки, дети подходят к гимнастической скамейке и дерут картинку (птица, белка, волк и т.д.), перевернутую рисунком вниз. Задача детей найти большую картинку, на которой изображено жилище животного (гнездо, куст, дупло и т.д.).

Март .

«Космонавты». Упражнять в беге врассыпную, используя все пространство площадки, ходьбе по кругу, ориентироваться в пространстве, развивать скоростные способности детей. Воспитывать уважение друг другу.

По краям площадки чертятся контуры ракет (двух,- четырехместные.). Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества детей. По середине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, в середине круга водящий – командир, который ходит в нутрии круга. Дети идут по кругу, приговаривая:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

С последним словом дети разбегаются по ракетам. Те, кто не успел сесть в ракету идут в «центр подготовки космонавтов», и выполняют заданные упражнения (покатать массажный мяч ногами, упражнения на гимнастической лестнице по желанию, подбросить и поймать мяч и т.д.). дети, которые успели сесть в ракету по приказу командира, который стоит в перед ракетами и командует: «ключ на старт (сложить руки полочкой), двигатели завели! (вращение руками), 5,4,3,2,1 – пуск!». Дети вместе с командиром поднимают руки вверх и бегают по площадке. Воспитатель командует «Ракеты, на землю!», дети снова встают вкруг, назначается новый командир.

«лягушка и цапля». Совершенствовать навыки детей в прыжках через препятствия, слушать внимательно и правильно выполнять команду воспитателя. На одной стороне площадке огораживают рейками на высоте 15-20 см большой четырехугольник тонкими рейками. Это болото. Здесь находятся дети, изображающие лягушек. В стороне огораживают небольшой участок для цапли.

На слова воспитателя: «лягушки в болоте!» - все лягушки прыгают в болоте, цапля находится в своем доме. На слова воспитателя: «Цапля идет» - лягушки выпрыгивают из болота и приседают, отбежав в сторону. Цапля, перешагнув через препятствие, должна доскакать до болота на одной ножке, прежде чем от туда выскачут лягушки. Пойманную лягушку цапля ведет к себе в дом.

«Ловля обезьян». Тренировать детей во влезании на возвышенность слезать с нее, повторять движения, показанные другими детьми точно и правильно.

Дети, изображающие обезьян располагаются на гимнастических лестницах, кубах, гимнастических скамейках. На противоположной стороне находятся ловцы обезьян (2-4 ребенка). Ловцы сговариваются между собой о том, какие движения они будут выполнять, выходят на середину площадки, показывают эти движения. Обезьяны смотрят эти движения с возвышенности. Затем ловцы уходят в свой дом. Обезьяны слезают с возвышенности и повторяют движения. По сигналу: «Ловцы!» - обезьяны влезают на возвышенность, а ловцы стараются поймать (осалить) обезьян, не успевших влезть на возвышенность .

«Забей мяч в ворота». Закреплять навыки детей в передаче паса ногой, развивать меткость, быстроту реакции, умении останавливать мяч ногой и отбивать его.

Дети делятся на две подгруппы. В противоположных сторонах площадки отмечают ворота (ширина 1- 1,5м.). В воротах становится вратарь. От ворот на расстоянии 2,5-3 метров ставится отметка-это линия удара. Дети встают в колонну друг за другом. Первый подходит к линии удара и отдает пас вратарю, стараясь забить гол и встать в конец колонны, следующий игрок должен подойти к линии удара, и приготовится получить мяч. Вратарь должен отбить мяч ногой обратно следующему игроку.

«найди и промолчи». Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, четкому выполнению правил игры.

Воспитатель показывает детям предмет (платочек, ленточку, флажок и т.д.), дает детям установку запомнить его. Затем дети отворачиваются или закрывают глаза. Воспитатель прячет этот предмет куда-нибудь. Просит детей зайти или открыть глаза и найти этот предмет, но тот, кто его найдет должен подойти к воспитателю и тихонечко, чтобы никто не услышал указать место нахождение этого предмета.

Апрель.

«Горелки». Упражнять детей в беге с ускорением, развивать ловкость. играющие становятся парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. Один из играющих – ловящий становится за линию. Все стоящие в колонне говорят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

После слов «беги», дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой справа), стремясь встретиться и взяться за руки. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют взяться за руки. Если ему это удается, то он образует новую пару с пойманным ребенком, а оставшийся без пары становится водящим. Если ему не удается никого поймать, то он продолжает быть водящим.

«Волк во рву». Совершенствовать умение детей преодолевать препятствие путем перепрыгивания, уметь рассчитывать свои возможности. Воспитывать уверенность в своих силах.

Посредине площадки проводятся две непараллельные линии (самое узкое место – 80см., самое широкое – 100см.) одна от другой – это ров. По краю площадки на расстоянии 1-2 шагов от края ее границы очерчиваются дом коз. На другой стороне площадки – луг. Из числа играющих выбирается волк, остальные козы. Все козы располагаются в одном из домов. Волк становится в ров. По сигналу воспитателя «Козы, идите, паситесь», дети выходят из дома и перепрыгивают через ров в удобном для себя месте. Волк старается поймать – осалить козу. Пойманная коза остается у волка. Через некоторое время воспитатель говорит: «Козы, домой!», дети бегут домой, перепрыгивая через ров, стараясь увернуться от волка. Затем подсчитывается кол-во пойманных коз, отмечается самая смелая коза (дети, прыгавшие через широкий ров).

«Перелет птиц» . Закреплять умение детей влезать на лесенку – стремянку и на гимнастическую лестницу, бегать врассыпную. Упражнять в ловкости. Быстроте.

Дети – птицы находятся на лесенке – стремянке и на нижних перекладинах гимнастической скамейке. После слов воспитателя «Солнышко светит, пора в дорогу», дети слезают с лесенки – стремянки и гимнастической лестницы и бегают по площадке. Махая руками – крыльями. После слов воспитателя «Ветер (дождь)», дети снова влезают на стремянку или лестницу.

«Подбрось- поймай» упражнять детей в ловкости, умении рассчитывать самостоятельно силу и дальность броска мяча, ловить мяч в беге.

На высоте роста ребенка закрепляется веревочка. Дети стоят на одной стороне. По команде воспитателя дети бросают мяч через веревочку, затем следом перебегают и ловят мяч с другой стороны. Воспитатель отмечает самых ловких детей и дает указания детям, которые не смогли поймать мяч.

«Перенеси предмет в свой обруч». Ориентировка детей в пространстве, профилактика плоскостопия у детей. На площадке раскладываются обручи основных цветов в разных углах. По площадке раскладываются мелкие предметы тех цветов, что и обручи. Дети должны захватить предмет ногой и перенести его в обруч того же цвета, что и предмет.

Май.

1.«Проползи – не задень». Совершенствовать умение детей проползать под препятствиями разными способами.

По середине зала протягивается шнур на высоте 50см, на который подвешены колокольчики по количеству детей. Дети делятся на две шеренги. Первая шеренга стоит с одной стороны площадки, а вторая – с другой. Воспитатель дает указание: какая шеренга, и каким способом должна пролезть под шнуром. Дети второй шеренги замечают, чей колокольчик прозвенел. Затем дети меняются местами.

2-ой вариант . Совершенствовать умение детей ползать на четвереньках между предметами, не задевая их.

Дети делятся на две команды, к оторые стоят на одной стороне площадки, перед каждой командой выкладывается полоса, состоящая из 4-5 предметов (кегли, разметка, кубики и т.д.), расстояние между предметами 50см. обе команды начинают движение после слов воспитателя «Вперед». Дети, передвигаясь на четвереньках между предметами должны проползти от первого предмета до последнего «змейкой», а от последнего предмета до стартовой черты – бегом. Побеждает команда первой пришедшей к финишу и не сбившая ни одного предмета.

«Караси и щука». Упражнять в беге врассыпную, ориентировку в пространстве, развивать ловкость, энергичность, самостоятельность.

Один из детей выбирается водящим. Остальные дети делятся на две группы. Одна группа – это камешки, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за пределами круга по сигналу воспитателя «щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат скорее занять место за камушком (присесть за ребенком, изображающим камушек). Пойманные караси уходят за круг. Игра повторяется с другой щукой. Дети меняются местами. Караси становятся камушками, а камушки – карасями.

3.«найди и промолчи». Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, четкому выполнению правил игры.

Воспитатель показывает детям предмет (платочек, ленточку, флажок и т.д.), дает детям установку запомнить его. Затем дети отворачиваются или закрывают глаза. Воспитатель прячет этот предмет куда-нибудь. Просит детей зайти или открыть глаза и найти этот предмет, но тот, кто его найдет должен подойти к воспитателю и тихонечко, чтобы никто не услышал указать место нахождение этого предмета.

4.«Школа мяча». Совершенствовать навыки детей владения мячом непринужденно, выбирать и выполнять движения самостоятельно, оценивать уровень подготовки свой и своих товарищей. Для игры дается небольшой мяч. Играют дети по одному, по двое, небольшими группками. Дети выполняют поочередно следующие задания:

бросать мяч вверх и ловить его двумя руками.

Бросать мяч о стенку и ловить его двумя руками.

Ударять мяч о землю и ловить его то правой, то левой рукой.

Бросить мяч о стенку, дать ему удариться о землю и отскочить, после чего ловить двумя руками.

В парах отбивать друг другу мяч левой и правой рукой после отскока.

5. «Чехарда». Упражнять детей в опорном прыжке, умении быстро группироваться. Дети становятся в колонну по одному на расстоянии вытянутой руки и группируются. Последний ребенок выполняет опорный прыжок через впереди сидящих детей до конца колонны. Затем быстро принимает положение упор присева. Ребенок, оказавшийся последним начинает прыгать и т.д. пока не перепрыгнут все дети. Это упражнение можно включать в соревнования.

Картотека

подвижных игр

старший возраст

Бездомный заяц

Описание игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки – «свой домик». Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке – становится бездомным зайцем. Если охотник

поймает, то меняются ролями.

Два мороза

Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге

Описание игры: играющие располагаются по две стороны площадки, двое водящих становятся по середине (Мороз – Красный нос и Мороз – Синий нос) и говорят:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые:

Я мороз – Красный нос,

Я Мороз – Синий нос,

Кто из вас решится

В путь – дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а морозы стараются их «заморозить» (коснуться рукой).

Гори , гори ясно!

Цель: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

Описание игры: играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

Глянь на небо- Птички летят,

Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой – справа, стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий.

Пустое место

Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге

Описание: Играющие становятся в круг, положив руки на пояс, получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит:

Вокруг домика хожу

И в окошечко гляжу,

К одному я подойду

И тихонько постучу.

После слова постучу, водящий останавливается, заглядывает в “окошко”, против которого остановился, и говорит: “ Тук, тук, тук”. Стоящий впереди спрашивает: “Кто пришел? ” Водящий называет свое имя. Стоящий в кругу спрашивает: “ Зачем пришел? ” Водящий отвечает: “ Бежим вперегонки”, и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу играющих остается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в кругу, опоздавший становится водящим, и игра продолжается.

Эстафеты с обручами

Играющие делятся на две равные группы и встают один за другим в две колонны. Расстояние между колоннами 1.5 – 2 м. Перед колоннами проводится черта. На расстоянии 5 – 6 м от нее кладутся обручи по одному против каждой колонны.

По сигналу воспитателя “ Раз, два, три – беги” первые в колонне бегут к обручам, поднимают их вверх, пролезают в обруч, кладут его на место, бегут к своей колонне, дотрагиваются до руки ребенка, ставшего первым, и встают в конец колонны. Каждый последующий в колонне проделывает то же самое, и так до тех пор, пока первый ребенок не вернется на свое место.

Выигрывает та группа детей, которая сделает это раньше.

Эстафеты по кругу

Играющие делятся на четыре отряда. На площадке чертится круг. Его размер зависит от количества играющих, так как отряды выстраиваются по четырем радиусам.

Все стоят спиной к центру, у первого в руках флажок. По сигналу воспитателя дети с флажками бегут по кругу в одну сторону и, добежав до своего отряда, передают флажок следующему игроку, ставшему первым, а сами встают в конец колонны. То же самое проделывают все играющие.

Когда отряд закончит бег и выстроится в первоначальном порядке, ребенок, стоящий впереди, поднимает флажок вверх.

Выигрывает тот отряд, который сделает это первым.

«Море волнуется»

Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.

Описание игры: из числа играющих, выбирается водящий. Остальные встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга, и каждый чертит на своем месте кружок. Ведущий идет вокруг играющих «змейкой», а дети, которым говорят «Море волнуется», – встают за ним, постепенно образуя цепочку. затем неожиданно ведущий говорит «Море спокойно», – все отпускают руки и бегут занять свои места. Тот, кто останется без кружка становится водящим.

«Волк во рву»

Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу.

Описание игры: на площадке проводятся две параллельные прямые на расстоянии 80 – 100 см – «ров». По краям площадки очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком», остальные – «козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становиться в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк – старается их поймать (коснуться). Пойманных отводит в угол рва.

«Серсо»

Цель: развивать меткость, глазомер. Упражнять в метании, ловле и согласованности движений.

Описание игры: двое детей становятся друг против друга на небольшом расстоянии (2 – 3 м.) . Один из них бросает в сторону другого кольца, а тот их ловит на палку или на руку. Когда все кольца брошены, производится подсчет, после чего дети меняются ролями.

«Эстафета с мячами»

Цель: развивать у детей координацию движений, умение действовать по сигналу. Упражнять в ловкости.

Описание игры: играющие делятся на две колонны. Первым в колонне дается по мячу. На сигнал воспитателя: «Вверх! » – дети поднимают руки и стоящий первым передает мяч через голову стоящему сзади и т. д. Выиграет та колонна, которая первой принесет мяч.

«Ловля обезьян»

Цель: развивать у детей инициативу, наблюдательность, память, ловкость. Упражнять в лазании, в беге.

Описание игры: дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки, где имеются приборы для лазания или скамейки. На другой стороне 4 – 6 человек – это ловцы обезьян. Обезьяны подражают всему, что видят. Ловцы сговариваются, какие движения они будут делать. Как только ловцы выходят на середину площадки, обезьяны влезают на вышку и оттуда наблюдают. Проделав движения, ловцы уходят, обезьяны приближаются к тому месту, где были ловцы и повторяют их движения. По сигналу «ловцы» ловцы ловят обезьян

«Спрячь руки за спину»

Цель: развивать у детей быстроту реакции на сигнал. Упражнять в беге, в ловле, закреплять правильную осанку.

Описание игры: выбирают водящего – «ловишка», стоит в середине площадки. Остальные стоят в разных местах площадки и держат руки за спиной. По слову воспитателя «начинай» играющие опускают руки и начинают бегать в любом направлении, но только в пределах границ площадки, обозначенной флажками. Задача ловишки – поймать кого – либо из играющих, но касаться можно только тех, у кого руки опущены. Если играющий успел заложить руки за спину и сказать «не боюсь», ловишка не может его трогать. Если ловишка не сумел поймать никого – назначается другой.

Ловишки с мячом»

Цель: развивать умение выполнять движения по слову. Упражнять в метании в движущуюся цель и в беге с увертыванием.

Описание игры: площадка ограничивается линиями. В центре площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Один ребенок становится в центр (водящий). У его ног лежат 2 небольших мяча. Водящий проделывает ряд движений, играющие повторяют. По сигналу воспитателя: «Беги из круга», дети разбегаются, а водящий старается попасть мячом в одного из детей. По сигналу «раз, два, три в круг беги» дети снова образуют круг. Водящий меняется.

«Найди, где спрятано? »

Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность.

Описание игры: дети сидят вдоль стены. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит «пора». Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый найдет – тот его прячет.

«Лягушки и цапля»

Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места

Описание игры: очерчивается квадрат – «болото», где живут «лягушки». В углах вбиваются колышки или кладутся кубики. Высота 10 – 15 см. По сторонам квадрата протягивается веревка. За пределами квадрата «гнездо цапли». По сигналу «цапля» она, поднимая ноги, направляется к болоту и перешагивает через веревку. Лягушки выскакивают из болота, прыгая через веревку, отталкиваясь двумя ногами. Перешагнув через веревку, цапля ловит лягушек.

«Рыбаки и рыбки»

Цель: развивать у детей ловкость, сообразительность, умение действовать по сигналу. Упражнять в быстром беге с увертыванием и в ловле.

Описание игры: площадка – «пруд». Вдоль площадки ходит рыбак, а на противоположной стороне – его помощник. В руках старшего рыбака «сеть» (веревка, на конце – мешочек с песком. Старший рыбак говорит помощнику: «Лови! », и бросает ему конец веревки с грузом, затем рыбаки окружают веревкой рыбок, которые не успели уплыть в глубокое место (отчерченное место на площадке). по сигналу «рыбки, плывите» рыбки снова выплывают из глубокого места.

«Кто раньше дойдет до середины»

Цель: развивать у детей движение рук

Описание игры: берутся две короткие круглые палки. К ним привязывается шнур длинной 8 – 10 м., середину его отмечают лентой. Играющие натягивают шнур. По сигналу воспитателя быстро начинают вращать палки обеими руками и, наматывая шнур на палку, продвигаться вперед. Выиграет тот, кто раньше намотает шнур до ленты.

«Кто первый через обруч

флажку»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, ловкость коллективизм. Упражнять в быстром беге и в пролезании.

Описание игры: на одной стороне площадки разложены флажки (4 – 6) на расстоянии одного метра один от другого. В середине площадки – обручи. На противоположной стороне 4 – 6 колонн. По сигналу «1, 2, 3 – беги» стоящие первыми бегут к флажкам, пролезая на пути в обруч, бежит до флажка, берет и поднимает вверх, затем кладет и бежит в конец колонны.

«Передай мяч»

Цель: развивать умение выполнять движения ритмично, согласуя со словами, а также по сигналу. Упражнять в передаче мяча, в повороте корпуса вправо и влево, в метании в подвижную цель

Описание игры: играющие стоят по кругу. Воспитатель дает одному из играющих мяч (D=6-8см). По слову «начинай» дети передают мяч друг другу в одном направлении. Все играющие говорят: Раз, два, три! Мяч скорей бери!

Четыре, пять, шесть! Вот он, вот он здесь!

Семь, восемь, девять! Брось его кто умеет? Я!

Тот, у кого на слово «Я» окажется мяч, выходит с ним на середину и говорит: «Раз, два, три – беги». После этих слов все дети разбегаются, а стоящий, не сходя с места, бросает мяч в убегающих. Тот, в кого попал мяч, выходит из игры. По сигналу «раз, два, три в круг беги» дети снова образуют круг.

«Паук и мухи»

Цель: развивать у детей выдержку, ловкость. Упражнять в беге и приседание.

Описание игры: выбирается водящий – паук, остальные дети – мухи. Паук стоит в стороне, мухи бегают по всей площадке. По сигналу воспитателя мухи замирают, паук обходит играющих, и у кого заметит хоть малейшее движение, того забирает к себе.

«Не оставайся на полу»

Цель: развивать у детей выдержку, ловкость, умение действовать по сигналу, быстро ориентироваться в обстановке. Упражнять в беге, прыжках в длину, в ловле

Описание игры: на площадке расставлены предметы высотой 25 – 30 см, на которые дети должны взбираться: лестницы со ступеньками, доски, поставленные на возвышение, невысокие ящики, скамейки. Ловишке на руку одевают повязку. Под удары в бубен дети ходят, бегают, прыгают. По сигналу «лови» все дети взбираются на предметы. Ловишка ловит тех, кто не успел вскочить на возвышение. Пойманные садятся в сторону.

«Бросить и поймать»

Цель: развивать у детей координацию движение, ориентировку в пространстве. Упражнять в метании и ловле, быстром беге.

Описание игры: на двух столбиках или стойках для прыжков укрепляется веревочка на высоте ребенка с поднятой рукой. Дети бросают мяч через веревочку, затем пробегают следом и ловят его

«Перемени флажок»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, воспитывать чувство коллективизма. Упражнять в беге на скорость, в построении в колонну.

Описание игры: на одной стороне площадки чертится 4-5 кругов диаметром 1 шаг; расстояние между ними 1 шаг. на противоположной стороне 4 – 5 колонн. Каждому первому по флажку одинакового цвета. В каждый круг кладется флажок другого цвета. По сигналу «1, 2, 3 – беги» играющие бегут в свой круг кладут свой флажок и берут другой. Кто первым поднял флажок считается выигравшим.

«Совушка»

Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге.

Описание игры: на расстоянии 80 – 100 см проводятся две прямые – это «ров». На расстоянии одного – двух шагов от границы очерчивается «дом козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становится в ров. По сигналу «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону, перепрыгивая ров, а волк в это время ловит коз. Пойманных отводит в угол рва.

«Перелет птиц»

Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.

Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают.

Ключи

Играющие дети встают в кружки, начерченные на площадке. Выбирается один из водящих. Он подходит к любому из играющих и спрашивает: “Где ключи? ” Тот отвечает: «Пойди к Сереже (называет имя одного из детей) постучи”. Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок, свободный во время пробежки.

Если водящий долго не сумеет занять кружки, он может крикнуть» Нашел ключи! ” – тогда все играющие должны меняться местами. В это время водящий легко займет чей-нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.

Кто скорей с обручем к своему флажку?

На одной стороне площадки проводят линию. На другой стороне, в 10 м от линии, ставят на подставках флажки. Дети (4 – 5) с обручем в левой руке

становятся на линии левым боком к флажкам, на расстоянии 1 м один от другого.

По сигналу воспитателя “ Приготовились! ” дети ставят обруч на землю по направлению к флажкам, придерживая его левой рукой; правую руку они держат наготове для удара по обручу.

Затем воспитатель говорит: “Раз, два, три – кати! ” – ударяя по ним правой ладонью или палочкой. Дети, первыми докатившие обручи, поднимают флажки над головой.

Выигрывает тот, кто первым поднимет флажок

Кто скорее снимет ленту

На площадке проводится черта, за которой дети строятся в несколько колонн по 4 – 5 человек в каждой. На расстоянии 10 – 15 шагов напротив колонн протягивается веревка, высота которой на 10 – 15 см выше поднятых вверх рук детей. Против каждой колонны на эту веревку накидывается лента. По сигналу воспитателя:” Беги “ все стоящие первыми в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с веревки. Снявший ленту первым считается выигравшим. Воспитатель снова вешает ленты на веревку; те кто был в колонне первым, становятся в конец колонны, а остальные подвигаются к черте. По новому сигналу бегут следующие дети. Игра кончается, когда все дети снимут ленты. После этого подсчитываются выигрыши в каждой команде.

В дальнейшем игру можно усложнить, поставив на пути бега препятствия: протянуть веревку на высоте 40 – 50 см, под которую нужно подлезать, не задев ее, или провести две линии на расстоянии 30 – 35 см, через которые надо перепрыгнуть.

Охотник и зайцы

Из числа играющих выбирается “ охотник”, остальные – “ зайцы”. Они сидят в “ кустах” – за рейками, шнуром, укрепленным на высоте, доступной детям для перепрыгивания.

На расстоянии 3 – 4 м от кустов чертится круг – “ дом охотника”. Он получает 2 – 3 мяча диаметром 50 – 60 мм.

Игра начинается с того, что зайцы выпрыгивают из кустов и свободно бегают, прыгают.

По сигналу “Охотник” зайцы убегают, а охотник “ стреляет” в них, т. е. бросает мячами в одного, другого, третьего. … Те, в кого охотник попал мячом, отходит к домику охотника.

«Мышеловка»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.

Описание игры: играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот расставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается.

«Хитрая лиса»

Цель: развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле.

Описание игры: играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы». Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг и дотрагивается до одного из играющих, который становиться «хитрой лисой». Дети открывают глаза. Играющие три раза спрашивают хором сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты? » Хитрая лиса выходит на середины круга, поднимает руку и говорит: «Я здесь! » Дети разбегаются, а «лиса» ловит. Пойманного- в дом.

«Удочка»

Цель: развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу. Упражнять в беге с увертыванием, в ловле.

Описание игры: играющие становятся в круг, на расстоянии вытянутых в стороны рук. Воспитатель в центре. Он вращает по кругу шнур, к концу которого привязан мешочек с песком (удочка). Играющие внимательно следят за мешочком и при его приближении подпрыгивают на месте, чтобы мешочек не коснулся их ног. Тот, кого мешочек заденет выбывает из игры.

«Пожарные на ученье»

Цель: развивать у детей чувство коллективизма, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в лазании и в построении в колонну.

Описание игры: дети строятся лицом к гимнастической стенке на расстоянии 5 – 6 шагов в 3 – 4 колонны. Против каждой колонны на одной и той же высоте подвешивается колокольчик. По сигналу «1, 2, 3 – беги» дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают и звонят в колокольчик. Затем спускаются и становятся в конец своей колонны.

Мы веселые ребята

Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта, Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.

Дети хором произносят текст:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три – лови!

После слова лови, дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий перешел черту, считается пойманным и садится возле ловишки.

Палочка – выручалочка

Играющие образуют круг. При помощи считалки выбирается водящий. Он становится у стены, закрывает глаза и считает до 10 – 20 (по договоренности). Около водящего лежит палочка – выручалочка. Пока водящий считает, остальные играющие прячутся. Закончив считать, водящий стучит палочкой и говорит: “ Палочка пришла, никого не нашла”. Кладет палочку и идет искать спрятавшихся. Найдя кого – либо, водящий бежит к палочке, стучит ею о стенку и кричит: “ Палочка – выручалочка, нашла Нину” (называет имя ребенка, которого увидел) .

Каждый спрятавшийся может выбрать удобный момент, чтобы выбежать, взять палочку и выручиться, т. е. стукнуть палочкой и сказать: “ Палочка – выручалочка, выручи меня”.

Когда все найдены, игра повторяется с новым водящим. Водит тот, кого нашли первым.

«Угадай, что делали»

Цель: развивать у детей выдержку, инициативу, воображение.

Описание игры: выбирают одного ребенка, который отходит на 8 – 10 шагов от остальных и поворачивается спиной. Дети договариваются, какое действие они будут изображать. По слову «пора», отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит:

Здравствуйте, дети!

Где вы бывали?

Что вы видали?

Дети отвечают:

Что мы видели – не скажем,

А что делали – покажем.

Все дети изображают какое-нибудь действие (играют на гармошке, скачут на лошадях и т. д.) Водящий должен отгадать это действие.

День и ночь

Игра заключается в том, что одна группа детей ловит другую поочередно. Участники игры делятся на две команды: “ День” и “Ночь”. Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. Посередине

проводится еще одна черта. На расстоянии одного шага от нее по ту и другую сторону выстраивается команды спиной друг к другу. Воспитатель говорит: “Приготовиться! ”, а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал “День”, то дети из команды “Ночь” бегут в свой дом, а дети из команды “День” поворачиваются и ловят их, но только до границы дома убегающих.

Подсчитывается количество пойманных, затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала. Выигрывает та команда, которая поймала больше детей.

Караси и щука

Половина играющих, становясь друг от друга на расстоянии 3 шагов, образует круг. Это пруд, на берегу которого лежат камешки. Один из играющих, назначенный воспитателем, изображает щуку, он находится вне круга. Остальные играющие - караси, они плавают (бегают) внутри круга, в пруду. По сигналу воспитателя “щука” щука быстро выплывает в пруд, стараясь поймать карасей. Караси спешат спрятаться за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу и изображающих камешки. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться за камешки, и уводит их к себе в дом. Игра проводится 2-3 раза, после чего подсчитывается число пойманных щукой карасей. Затем на роль щуки назначается другой играющий. Игра повторяется 3-4 раза.

Указания. При повторении игры, когда выбирают новую щуку, дети, изображающие карасей и камешки, меняются ролями.

Много троих, хватит двоих (3ий лишний )

Дети встают парами друг за другом, лицом в центр круга. Игру начинают двое, один из них водящий, он стоит на 3 4 ша га сзади того, кто убегает от него.

Убегающий хлопает три раза в ладоши, после третьего хлопка бежит от водящего. Чтобы не быть осаленным, он встает впереди какой-нибудь пары. Прежде чем встать, на бегу кричит: “Много троих, хватит двоих”. Тот, кто в этой игре стоит последним, убегает от водящего.

Если водящему удалось осалить убегающего, то они меняются ролями.

1. Во время игры нельзя пробегать через круг.

2. Убегающему нельзя пробегать более двух кругов.

3. Как только он вбегает в круг, он должен сразу встать впереди какой-нибудь пары. Нарушивший это правило становится водящим.

Указания к проведению. Если водящему удалось осалить убегающего и они поменялись ролями, то убегающий может встать впереди одной из пар после кратковременного бега.

Иногда водящему долго не удается догнать убегающих от него игроков, так как они

сильнее его и быстрее бегают. В этом случае нужно заменить его, но не упрекать, а положительно оценить его усилия.

Стоп!

На одной стороне площадки очерчивается круг (диаметром около 1 м) место для водящего. На расстоянии 20 30 шагов от круга, на противоположном конце площадки, проводится линия кона, за ней стоят играющие. Водящий, стоя спиной к полю, громко говорит: “Быстро шагай, смотри не зевай… Стоп!” Когда он говорит эти слова, дети быстро идут к нему, но на слове “Стоп!” замирают на месте. Водящий быстро оглядывается и, заметив того, кто вовремя не успел остановиться и сделал после слова “Стоп!” движение, возвращает его за линию кона. Водящий снова поворачивается спиной и говорит слова, а дети начинают свое движение с того места, где их застал сигнал.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из участников игры не встанет двумя ногами в круг, раньше чем водящий произнесет слово “Стоп!”. Тот, кто это сделал, становится водящим, и игра повторяется.

1. Водящему не разрешается оглядываться назад до слова “Стоп!”.

2. Он может говорить фразу: “Быстро шагай, смотри, не зевай… Стоп!” в любом темпе, но громко.

3. Играющие начинают движение одновременно со словами водящего. Разрешается передвигаться только шагом.

Лягушки в болоте.

С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). .лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки

В воду прыгают лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

Краски

Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Похожие публикации