Математические игры для 3 4 лет. Игры математические

На нашем сайте ты найдешь бесплатные математические игры, которые помогут детям 4-5-6-7-8-9-10-11 лет улучшить арифметические навыки. Тут представлены игры как для малышей, которые только начали учиться считать, складывать и вычитать, так и для детей постарше, которые уже умеют умножать, делить и знают, что такое дроби. Чаще всего решение примеров органично вплетено в сюжет – нужно найти правильный ответ, чтобы выбраться из лабиринта или помочь главному герою выполнить какое-то действие. Так, в ненавязчивой и интересной форме онлайн игры математические учат детей самому необходимому!
Математика – важная наука, на которой строится практически вся человеческая жизнь, и дошкольные флеш игры математические помогают это понять. Ты можешь в это не верить, но цифры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 и числа играют далеко не последнюю роль в нашем мире. Все, с чем ты соприкасаешься каждый день, содержит в себе элемент счета. Например, когда ты идешь в магазин, тебе необходимо посчитать деньги, на которые ты планируешь совершить покупку, а продавцу, в свою очередь, нужно посчитать, сколько дать тебе сдачи. Это всего лишь один из многих примеров практического применения математики в жизни. Как видишь, даже если ты не ученый, проводящий годы над заковыристыми чертежами и формулами, об которые можно голову сломать, какие-то базовые знания этого предмета совсем не помешают.

Дидактические игры по математике

для детей 4-5 лет

«Матрешки»

Цель. Развитие внимания и наблюдательности у детей.

Правила игры. Нужно внимательно посмотреть на рисунки и указать различия у матрешек. Так как дошкольнику трудно сравнивать сразу четыре предмета, то вначале можно провести игру по вопросам, выясняя, почему ребенок дает именно такой ответ.

Вопросы: одинаковые ли волосы у матрешек? Одинаковые ли платочки? Одинаковые ли ножки матрешек? Одинаковые ли у них глазки? Одинаковые ли губки? И т. д.

При повторном возвращении к игре можно предлагать указывать различия уже без вопросов.

Дидактическая игра

«Мальчики»

Цель. Закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий, «толстый», «худой», «самый толстый», «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

Правила игры. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.

Как зовут мальчиков?

В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого как зовут, если: Сева -самый высокий; Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша - самый толстый из них, а Гриша - самый худой; Коля - самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?

Кто теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто - правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто - левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?

Дидактическая игра

«Разговор по телефону»

Цель. Развитие пространственных представлений.

Игровой материал. Палочка (указка).

Правила игры. Вооружившись палочкой и проведя ею по проводам, нужно узнать, кто кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.

Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».

Дидактическая игра

«Конструктор»

Цель. Формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти.

Игровой материал. Разноцветные фигуры.

Правила игры. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры фигур, изображенных на странице. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида.

Игру можно начать, обратившись к детям с такими стихами:

Взял треугольник и квадрат,

Из них построил домик.

И этому я очень рад:

Теперь живет там гномик.

Квадрат, прямоугольник, круг,

Еще прямоугольник и два круга...

И будет очень рад мой друг:

Машину ведь построил я для друга.

Я взял три треугольника

И палочку-иголочку.

Их положил легонько я

И получил вдруг елочку.

Вначале выбери два круга-колеса,

А между ними помести-ка треугольник.

Из палок сделай руль.

И что за чудеса - Велосипед стоит.

Теперь катайся, школьник!

Дидактическая игра

«Муравьи»

Цель. Научить детей различать цвета и размеры. Формирование представлений о символическом изображении вещей.

Игровой материал. Фигуры красные и зеленые, большие и маленькие квадраты и треугольники.

Правила игры. Нужно взять большие и маленькие зеленые квадратики и красные треугольники и поместить их около муравьев, сказав, что большой зеленый квадрат - большой черный муравей, большой красный треугольник - большой красный муравей, маленький зеленый квадрат - маленький черный муравей, маленький красный треугольник - маленький красный муравей. Следует добиваться, чтобы ребенок о где стоит?

двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

Дидактическая игра

«Заполни пустые клетки»

Цель. Закрепление представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Игровой материал. Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

Правила игры. Играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет (усложнение по сравнению с игрой 7), найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

Дидактическая игра

«Где какие фигуры лежат»

Цель. Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме).

Игровой материал. Набор фигур.

Правила игры. Играют двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы. Можно еще выяснить, сколько рядов (строк) и сколько столбцов имеет эта таблица (три строки и четыре столбца), какие фигуры расположились в верхнем ряду, среднем, нижнем; в левом столбце, во втором справа, в правом столбце.

За каждую ошибку в расположении фигур или ответах на вопросы зачисляется штрафное очко. Выигрывает тот, кто набрал их меньше.

Дидактическая игра

«Правила движения»

Цель. Формирование представлений об условных разрешающих и запрещающих знаках, использовании правил, о рассуждениях методом исключения, направлениях «прямо», «.налево», «направо».

Игровой материал. Комплект фигур четырех форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и трех цветов (красный, желтый, зеленый).

Правила игры. На рисунке цветной таблицы 10 приведены два варианта игры.

Вариант 1 . Сначала все фигуры движутся к своим домикам по одной дороге. Но вот на пути первый перекресток. Дорога раздваивается. Прямо могут идти только прямоугольники, так как в начале дороги стоит разрешающий знак (прямоугольник). Вправо прямоугольники идти не могут, так как в начале этой дороги стоит запрещающий знак (перечеркнутый прямоугольник). Значит, методом исключения прямоугольника заключаем, что вправо могут идти все остальные фигуры (круги, квадраты, треугольники). Дальше дорога опять раздваивается. Какие фигуры могут идти направо? Какие налево? А на последнем перекрестке какие фигуры могут идти прямо, какие направо?

После такой подготовки начинается движение фигур к своим домикам. После окончания движения фигур нужно указать, в каком из четырех домиков какая фигура живет, т.е. найти хозяйку каждого домика (А - прямоугольники, Б - круги, В - квадраты, Г - треугольники).

Вариант 2 . Во втором варианте игры, проводимой по таким же правилам, учитываются лишь цвета фигур (красная, желтая, зеленая) и не учитывается их форма.

По окончании игры здесь также указывается хозяйка каждого домика (Д - красная, Е - зеленая, Ж - желтая).

Пример рассуждения методом исключения.

ЕСЛИ К домику Ж запрещено проходить красным и зеленым фигурам, то к нему проходят только желтые. Значит, в домике Ж живут желтые фигуры.

Каждая ошибка при прохождении фигур к их домикам наказывается штрафным очком. Поочередно проводя фигуры к их домикам, тот из игроков считается победителем, который набрал меньшее число штрафных очков.

Дидактическая игра

«Третий лишний»

Цель. Научить детей объединять предметы во множества по определенному свойству. Продолжение работы по закреплению символики. Развитие памяти.

Правила игры. На странице изображены дикие животные, домашние животные, дикие птицы, домашние птицы.

Игра допускает множество вариантов. Возьмите, например, большой зеленый квадрат (он обозначает слона), большой красный треугольник (он обозначает орла) и маленький красный круг (он обозначает корову). Поместите выбранные фигуры в нужные места: диких зверей можно помещать только к диким зверям, домашних животных - к домашним, диких птиц - к диким, домашних - к домашним. Куда попадет зеленый квадрат? Красный треугольник? Маленький красный круг?

Затем можно взять другую партию животных (тигра, лису, чайку, собаку, индюка и т. д.), обозначить их фигурами из набора и найти им нужное место на странице.

Игра постепенно усложняется: вначале дополняют рисунки одним животным или одной птицей, затем двумя, тремя и самое большее - четырьмя. Трудность решения возрастает в связи с необходимостью запомнить, что представляют фигуры.

Дидактическая игра

«Рассеянный художник»

Цель. Развитие наблюдательности и счет до шести.

Игровой материал. Цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Правила игры. Нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки рассеянного художника. Затем надо сосчитать до шести, указывая соответствующее количество предметов. На картинке отсутствует пять предметов. Следует спросить: какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6)

Начать игру можно так:

«На улице Бассейной»

Один художник жил

И иногда рассеянный

Неделями он был.

Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника. Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц пропущено на картинке?».

Дидактическая игра

«Сколько? Какой?»

Цель. Счет в пределах десяти. Знакомство с порядковыми числительными. Знакомство с понятиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание».

Игровой материал. Цифры.

Правила игры. Сосчитать количество предметов в каждом множестве. Исправить ошибки, поставив нужную цифру из набора. Использовать порядковые числительные: первый, второй,... десятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы (например, репка - первая, дед - второй, бабка - третья и т. д.).

Решить простейшие задачи.

1.Во дворе гуляли курица и три цыпленка. Один цыпленок заблудился. Сколько осталось цыплят? А если два цыпленка побегут пить воду, то сколько цыплят останется около курицы?

2. Сколько утят около утки? Сколько останется утят, если один будет плавать в корыте? Сколько останется утят, если два утенка убегут клевать листочки?

3. Сколько гусят на картинке? Сколько останется гусят, если один гусенок спрячется? Сколько останется гусят, если два гусенка убегут клевать траву?

4. Вытаскивают репку дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка. Сколько их всего? Если кошка побежит за мышкой, а Жучка - за кошкой, то кто будет тянуть репку? Сколько их?

Дед - первый. Мышка - последняя. Если уйдет дед и убежит мышка, то сколько останется? Кто будет первый? Кто - последний? Если кошка побежит за мышкой, то сколько останется? Кто будет первый? Кто - последний?

Можно составить и другие задачи.

Дидактическая игра

«Почини одеяло»

Цель. Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

Игровой материал. Фигуры.

Правила игры. С помощью фигур закрыть блые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.

Жил-был Буратино, у которого на кровати лежа

Дидактическая игра

«Торопись, да не ошибись»

Цель. Закрепить знания состава чисел первого десятка.

Игровой материал. Набор карточек с числами.

Правила игры. Игру начинают с того, что в центральный круг помещают карточку с числом, большим пяти. Каждому из двух играющих необходимо заполнить клеточки на своей половине рисунка, положив на знак «?» карточку с таким числом, чтобы при сложении его с записанным в прямоугольнике получилось то число, которое помещено в круг. Если нельзя подобрать числа, удовлетворяющие данному условию, то игрок должен перевернутой карточкой закрыть «лишний» пример. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием. Игру можно продолжить, заменив числа в круге (начиная с пяти).

Дидактическая игра

Дидактическая игра

«Сколько осталось?»

Цель. Развитие навыка счета предметов, умение соотносить количество и число; формирование у детей конкретного смысла действия вычитания.

Игровой материал. Числовые карточки, набор геометрических фигур.

Правила игры. Один из играющих кладет определенное число предметов в красный круг, затем в зеленый. Второй должен сосчитать общее количество предметов (внутри черной линии) и закрыть карточкой с соответствующим числом первый квадратик, между первым и вторым квадратиками положить знак «минус», затем пересчитать, сколько предметов удаляется (они расположены в красном круге), и обозначить числом в следующем квадратике, положить знак «равно».

Затем определить, сколько предметов осталось в зеленом круге, и также отметить. Карточку с соответствующим числом поместить в третий квадратик. Игроки могут меняться ролями. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок.


Скачать:


Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3, 4 ЛЕТ

Интересные математические игры направлены на обучение вашего малыша основам математике. Данные игры развивают у детей наглядно-образное мышление, учат сравнивать, знакомят с количественным составом числа, предложенные игры знакомят детей с цифрами и их цифровыми обозначениями, учат решать простейшие математические задачи.

«Кто ходит в гости по утрам»

Игра на составление множества из двух подмножеств, на закрепление понятии «один», «много», «ни одного»

Необходимый инвентарь: сюжетные игрушки, кружочки двух цветов: красного и желтого.

◈ Как играем: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро, тарам-парам, тарам-парам, на то оно и утро». Поиграйте с игрушками, скажите, что к нам утром пришли гости и нужно угостить их яблоками (кружочками). На тарелке лежат яблоки: сколько их? (Много.) А гостей? (Мало.) Раздайте сначала желтые яблоки и спросите: «Сколько еще яблок осталось?» (Много.) «Каких?» (Красных.) Раздайте и их тоже. «Сколько яблок на тарелке?» (Ни одного не осталось.) «Сколько яблок дали каждому гостю? (По одному.) «Сколько желтых, красных яблок?» (Много). «Сколько всего яблок?» (Яблок много, среди них есть и красные, и желтые.)

◈ Закрепляем: если вы на кухне моете яблоки, предложите разложить их в тарелки по цветам. Отметьте, что яблок много, но среди них есть много, например, яблок зеленых и желтых (множество яблок состоит из подмножества желтых и зеленых).

◈ Убирая игрушки в коробку, задавайте те же вопросы.

➣ Внимание: А что такое мало, как его определить? Посмейтесь с ребенком: если конфеты вкусные, мы говорим, что их мало. Получается, что «мало» - понятие относительное.

◈ Поиграйте в игру «Один - много». «Каких предметов много на кухне?» (Тарелок, ложек.) «А один предмет?» (Ваза, картина и т. д.) В ванной: одно зеркало, ванна, коврик, много тюбиков с шампунем, полотенец и т. д. На улице: много домов, листьев и т. д.

Покупатель пуговиц

Игра учит пользоваться опосредованным множеством; развивает наглядно-образное мышление.

Необходимый инвентарь: пальто с петлями для пуговиц, пуговицы, кружочки или фишки.

◈ Как играем: как купить нужное количество пуговиц, если ребенок еще не умеет считать? Очень просто! Обыграйте эту ситуацию: пусть малыш положит фишки на петельки пальто, затем соберет их и попросит «продавца» в магазине (взрослого): «Дайте мне столько же пуговиц, сколько у меня фишек». «Продавец» подкладывает каждую фишку к пуговице и считает, сколько пуговиц нужно продать. А «покупатель» дома должен проверить, хватило ли ему пуговиц, не ошибся ли он? Поменяйтесь ролями.

◈ Закрепляем: на листе бумаги наклейте или нарисуйте две группы геометрических фигур - одну под другой. Отметьте, чего больше, меньше или поровну. Фантазируйте вместе с ребенком, придумывайте, чем могут быть фигурки, сравнивайте бабочек и цветочки, гусениц и листочки и т. п.

◈ Усложняем: от каждой верхней фигуры проведите дорожку к нижней фигуре - это знак равенства (сам знак можно не называть).

Пуговицы

Игра закрепляет ужение сравнивать две группы предметов

Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, размера и формы.

◈ Как играем: у всех дома есть пуговицы. С их помощью можно придумать самые разные игры. Положить, например, вверх круглые пуговицы (они могут быть разного цвета и размера), а вниз под них - квадратные. Поровну ли их, каких больше, меньше? Или положить вверх красные круглые пуговицы, а вниз синие квадратные.

«Где обедал воробей?»

Игра помогает ребенку понять, что Величина - понятие относительное

Необходимый инвентарь: вырезанные из любых книжек, журналов слон, волк, медведь, заяц, еж, по масштабу они должны быть пропорциональны своему реальному размеру, пять квадратов - «клеток» для животных соответствующего разного размера.

◈ Как играем: покажите ребенку картинки медведя, волка и зайца, выясните, кто из животных самый большой, кто маленький, какой поменьше и т. п. Их нужно посадить в клетки соответствующего размера.

◈ В зоопарк привезли слона. Ему нужно отвести самую большую клетку. Отметьте, что самым большим был медведь, а теперь стал слон. Затем в зоопарк привезли самого маленького животного - ежа. Обратите внимание на то, как изменилось соотношение величин: самым маленьким был заяц, теперь еж. Еще раз сравните, кто самый большой, кто поменьше и т. д.

◈ Закрепляем: сравните обувь по размеру: мамину, папину, обувь ребенка и кукольную. Меняйтесь ролями: ребенок спрашивает, а вы показываете. Сравнивайте все что угодно: одежду, мебель. Не забудьте про посуду на кухне. А если сравнить арбуз и редиску? А кто больше: великан или дядя Степа? А кто меньше: Дюймовочка или гномики, а может, Мальчик-с-пальчик? На улице сравнивайте по высоте дома, деревья и т. д. Это развивает глазомер.

Первые шаги в математике

Игра учит сравнивать две группы предметов

Необходимый инвентарь: куклы или другие игрушки, чашки.

◈ Как играем: посадите пять игрушек и поставьте перед ними четыре чашки. «Сейчас угостим их чаем. А почему одна игрушка заплакала? Как ей помочь?».

◈ Закрепляем: в дальнейшем можно доводить количество игрушек до 10.

◈ Усложняем: сравнивать количество предметов можно на глаз - реальные предметы в комнате, например, бокалы и чашки и т. п. Чего больше, меньше? Если ребенок затрудняется, протяните веревочки или положите палочки от одного предмета к другому (это знак равенства).

Малыши-карандаши

Игра знакомит ребенка с количественным составом числа из единиц

Необходимый инвентарь: цветные карандаши разного цвета.

◈ Как играем: положите карандаш на стол, обратите внимание на то, что он один - красный. Справа от него положите еще один, но другого цвета. Теперь их два: один красного цвета, другой зеленого. Значит, число два состоит из двух единиц. Положите еще один карандаш, например, желтого цвета. Проговорите, что число три состоит из трех единиц. Аналогично доведите счет до 5-10. Вспомните сказку про Козленка, который умел считать до 10. Как он спас животных. Подчеркните: «Как хорошо уметь считать!». А как думает ваш ребенок? А если всех, кого спас Козленок, изобразить в виде кружочков? Наклеить их и посчитать, то получится, что ваш ребенок спасает героев сказки. Похвалите его.

◈ Закрепляем: поиграйте в игру «Угадай-ка». Из скольких единиц состоит число 3, 4? Показывайте цифры, если ребенок знает их. Возьмите в следующий раз разные игрушки: машинку, ежа, собаку, зайца и т. д. Число четыре состоит из четырех единиц (один еж, одна машинка, одна собака, один заяц). Посчитайте слева направо и наоборот, подчеркните, что количество от этого не изменится. А если игрушки поставить в круг, как же запомнить, от какой начали считать?

◈ Меняйтесь ролями. Постоянно поощряйте ребенка.

Пиф-паф

Игра знакомит детей с цифрами

Необходимый инвентарь: два зайца, две морковки, цифры 1 и 2.

◈ Как играем: возьмите из коробки с игрушками двух зайчиков или другие игрушки и расскажите историю про их дружбу. Про то, как однажды им принесли посылки. В одной коробке лежала одна морковка, а в другой - две. Почему же их не поровну? Выясните, что на одной коробке нарисована цифра «1», поэтому в коробке одна морковка, на другой - цифра «2», поэтому в ней две морковки. Познакомьте детей с этими цифрами. Не забудьте уравнять подарки для зайчиков, чтобы не обидеть их.

◈ Закрепляем: так можно познакомить и с другими цифрами (до 10).

◈ Напишите эти цифры в тетради. А еще можно вылепить их из пластилина.

Школа Мудрой Совы

Игра учит соотносить количество предметов с их цифровым обозначением

Необходимый инвентарь: карточки с цифрами, предметные картинки или игрушки, Мудрая Сова (игрушечная или нарисованная).

◈ Как играем: скажите ребенку, что к вам в гости будет приходить Мудрая Сова. Сегодня она принесла картинки и к ним карточки с цифрами от 1 до 5. Покажите картинку, на которой нарисовано, например, четыре машинки. Пусть ребенок найдет карточку с цифрой «4». Аналогично обыграйте и остальные картинки. Справится ли ребенок сам, без помощи Совы? Похвалите его за старание.

◈ Закрепляем: играем наоборот - вы показываете карточку с цифрой «3», а ребенок должен подать картинку, на которой нарисовано три яблока, и т. п. Меняйтесь ролями: ребенок показывает карточки с цифрами, а вы ищете нужную картинку. А может, ему поможет Мудрая Сова?

◈ Играем на кухне в игру «Вкусные цифры». Берем три мандарина и находим карточку с цифрой «3» и т. п. Не забывайте приглашать Мудрую Сову - пусть полакомится.

◈ А если прикрепить цифру «1» на холодильник, а цифру «2» на шторы? А остальные? Подумайте. Разрешите ребенку это сделать. Если у него возник интерес к цифрам, он будет рад наклеить их на все, что найдет, а вы?

Считалочки

Игра знакомит с порядковым счетом Необходимый инвентарь: игрушки.

◈ Как играем: поставьте на столе в ряд игрушки. Скажите, что к вам опять пришла в гости Мудрая Сова. Она поиграет с вами в игру. Нужно правильно ответить, кто стоит на первом (втором и т. д.) месте. Считаем слева направо. «Кто стоит между зайцем и медведем?» - «Тут стоит белка. Она вторая» и т. д. Обратите внимание на то, что если игрушки считать справа налево, то те игрушки, которые были первыми, станут последними.

◈ Закрепляем: игрушки можно ставить друг за другом - паровозиком. Вы все дома? Поиграйте в паровозик. Кто будет первым: мама, папа? Решать ребенку. Обязательно обращайте внимание на то, откуда ведется счет.

◈ Выясните, кто стоит на втором месте - мама или бабушка, а кто на третьем? А если паровозом станет последний вагон? Изменится ли порядковый счет?

◈ Вы заняты на кухне? Поиграйте в эту игру на новый лад: поставьте на стол разную посуду - тарелку, Чашку, ложку и т. д. Спрашивайте, что стоит на первом, втором, третьем месте. Меняйте местами посуду. Теперь они и по счету другие.

➣ Внимание: количественный состав - это состав из единиц, он не меняется. А порядковый состав может меняться, если считать в другом направлении. Не перепутайте!

Паровозик из Ромашково

Игра знакомит с порядковым счетом

Необходимый инвентарь: стулья.

◈ Как играем: поставьте стулья друг за другом – это паровозик из Ромашкова. Пригласите детей или взрослых поиграть вместе с вами. Можно спеть песенку Паровозика из этого мультипликационного фильма:

Проехал мост мой веселый паровоз;

Он сейчас притормозит,

На посадку пригласит.

«Эй, друзья, сюда скорей!

Не толкайтесь у дверей

Не мяукайте, не лайте,

Быстро место занимайте».

◈ Куда едем? А хоть куда: в зоопарк, на дачу и т. д. Но обязательно обыграйте.

◈ Закрепляем: ехать могут и игрушки, машинист - ребенок.

Умница

Игра учит решать простейшие задачи

Необходимый инвентарь: ваза с фруктами.

◈ Как играем: скажите ребенку: «У нас в вазе лежат два яблока, одно я отдам тебе. Сколько яблок останется? Почему их станет меньше?». Обязательно все покажите на наглядном примере. «А как сделать, чтобы их стало больше?» - Ребенок должен положить в вазу одно яблоко. Придумывайте аналогичные задачи про все, что у вас есть под рукой. Используйте любую ситуацию для этого: вы купили ребенку новые шорты, третьи по счету? Спросите, например: «Сколько шорт у тебя теперь стало?». Отметьте, что если мы отнимаем, то говорим «осталось», если прибавляем, говорим «стало».

◈ Закрепляем: на улице вы увидели сидящих детей, один ушел. Предложите придумать про них задачу и решить ее. Если ребенок знает цифры, то можно ее записать.

◈ Усложняем: ребенок должен сам придумать устную задачу, а вы решите ее и обязательно ошибитесь. Доставьте ребенку удовольствие вас поправить.

Задачи Мудрой Совы

Игра учит решать простейшие задачи на сложение, вычитание: прибавить, отнять 2; формирует наглядно - образное мышление

Необходимый инвентарь: тетрадь, карандаш, мелкие предметы.

◈ Как играем: сегодня Мудрая Сова будет учить решать задачи. Положите перед ребенком слева два красных кружочка и два синих, а справа два синих. Скажите, что это заколдованные лесные жители. Предложите придумать про них задачу. Пусть ребенок фантазирует: красными кружочками могут быть и белочки, и листочки. Если ребенок не справляется, то Мудрая Сова придет на помощь. Расскажите ей стихотворение:

Совушка-сова, большая голова,

На суку сидела, головой вертела...

◈ Закрепляем: играем наоборот. Ребенок раскладывает кружочки, квадратики, а вы решаете задачи. А если вы долго ждете электричку и у вас есть мел? Или вы стираете в ванной, а ребенок помогает мыть игрушки? Придумайте вместе с ребенком задачу про них. Так вы подготовите своего математика к школе.

Сказочная математика

Необходимый инвентарь: книжки сказок с картинками.

◈ Как играем: вспомните сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Предложите посчитать, сколько героев сказки тянули репку, встретили Колобка, жили в теремке. А если персонажей «Теремка» сравнить по росту, по величине? Кто самый большой, маленький? Кто меньше медведя, но больше зайки? И т. д. А если их «превратить» в кружочки, наклеить в тетрадь и подписать под ними цифры? Например: мышка - серый кружочек, лягушка - зеленый, зайка - белый, волчок - большой серый кружок.

Горох, петрушку и свеклу - ох!**

(Сколько овощей принесла хозяйка?)

* * *

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку*

(Сколько предметов дама сдавала в багаж?)

* * *

По утрам у Айболита,

До обеденной поры,

Лечат зубы:

Зебры, зубры,

Тигры, выдры и бобры.

(Сколько разных зверей вылечил Айболит?)


Игры на математическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Игра «Правильный счет».

Цели: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

: мяч.

Описание : дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.

Игра «Кто где».

Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Игровой материал и наглядные пособия : игрушки.

Описание : расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.

Игра «Много-мало».

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

Описание : попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет 9, а красных - 5. Спросить, каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 4 красных карточки. Что теперь можно сказать?

Игра «Отгадай число».

Цели : способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

Описание: спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т. д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит, больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

Игра «Счетная мозаика».

Цели: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

Игровой материал и наглядные пособия: счетные палочки.

Описание: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

Игра «Точка-путешественница».

Цели : познакомить с основами написания цифр; развивать навыки тонкой моторики.

Игровой материал и наглядные пособи я: тетрадь в клетку, ручка.

Описание : воспитатель садится за стол, кладет правильно тетрадь, показывает ребенку, как правильно держать ручку. Предлагает поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно предложить ребенку поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвертой клетке левого угла внизу тетради и т. д.

Игра «Читаем и считаем».

Цели: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; развивать умение сравнивать предметы по величине.

Игровой материал и наглядные пособия : счетные палочки.

Описание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого - меньше, а кого - одинаково. Сравнивать игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?

Главный герой всех игр - Лутонюшка.

Сказочный герой Лутонюшка будет здесь заводилой, учителем, наставником. Он будет учить маленьких детей всему, что сам умеет и чем владеет.

Трижды три

«Ку-ку-ку!»— кричит кукушка,

Раз, два, три — считаем мы.

Знаем: сколько съели сушек,

Сколько испекли ватрушек,

Сколько в доме погремушек,

Сколько метров бахромы.

Жить без счета очень сложно.

Жить без счета невозможно.

У каждого из учеников Лутонюшки был свой любимый урок. Ворона Каркуля очень любила запоминать новые слова и скороговорки. Свинья Маркуша охотно слушала стишки. Жеребенок Га- лопик был непоседой, любил резвиться, двигаться. Он с нетерпением ждал физкультразминки. Кошке Крошке нравилось писать. Овечка Кудряшка учиться не любила, она мечтала на лугу попастись, травку пощипать, воздухом подышать. Хуже всех и училась. А уроки счета под названием «Трижды три» вообще ей трудно давались. Зато собака Лаюшка очень любила считать. Быстро- быстро соображала, ответы всегда давала правильные: то один раз гавкнет, то два, то три, то шесть, то пять, а то и все десять раз, но всегда столько, сколько и надо было! И куски мяса и хлеба все считала, которые ей Лутонюшка давал. Иногда даже обижалась, потому что хотела пять, а давали четыре. Животные осваивали счет, и тебе он под силу!

Петушки-рыбачки

Даем понятие о количестве и словах «один», «два», «три», «много», «меньше», «больше», «ничего», «одинаково»;

Знакомим с цифрами 1, 2, 3;

Материал для игры

Ведерки и рыбки — игрушечные или на картинке, карандаши, данный текст.

Ход игры

Цыпленок Одуванчик долго уговаривал папу- петушка Кукарекалика сходить на речку и половить рыбу. Папа не очень хотел, потому что куры в основном на червячков охотятся, а рыбаки они неважные. Но все же он уступил уговорам своего ненаглядного сыночка. На свете надо все уметь делать! И всякое на свете бывает. Может, его сын Одуванчик, когда вырастет, не червяков будет искать, а рыбу в пруду разводить или хотя бы в аквариуме у Лутонюшки!

А теперь послушай, что рассказал цыпленок Одуванчик про свою рыбалку:

На рыбалку мы ходили.

Рыбу с папой мы удили.

И хочу я прихвастнуть:

Наудил я рыбок МНОГО,

А мой папочка — чуть-чуть,

А точней, всего ОДНУ.

И от злости бедный папа

Рыбку в речку зашвырнул.

Кому надо помочь донести ведро с рыбой?

1. Раскрась картинку.

2. В каком ведре рыбы мало? Сколько?

3. Обведи ведро, в котором много рыбок.

4. Обведи другим карандашом ведерко, где нет ни одной рыбки.

Цыпленок положил в миску кошке Крошке рыбу. Помоги цыпленку Одуванчику накормить рыбой котенка Игрунчика. Возьми из ведра и положи в миску для котенка, который ест меньше кошки, оставшуюся рыбку (закрась).

5. Где рыбы больше, чем меньше?

Назови первую группу речных обитателей одним словом. Назови одним словом вторую группу.

Назови их среду обитания.

Посчитай, сколько рыбок, сколько лягушек. Кого больше, кого меньше?

Кто-то здесь лишний. Оставь только тех, кто живет в воде — обведи карандашом. Покажи, кто ползает.

Игра «Цифры и часики»

Знакомим с цифрами, упражняемся в запоминании цифр, обучаем счету

Материал для игры

Циферблат — картинка или настоящие часы, карточки и картинки.

Ход игры

Время часики считают,

Цифры время означают.

Чтобы цифры эти знать,

Надо много повторять.

1. Води по циферблату пальчиком, запоминай цифры и повторяй:

Один, два, три, четыре, пять!

Повторю раз двадцать пять —

Буду эти цифры знать.

Один, два, три, четыре, пять!

Жил на свете я лет 5.

Моей кошке тоже 5.

Моей маме двадцать пять (25).

Папе Роме тридцать пять (35).

А Бабуле сорок пять (45).

Найди на циферблате цифры, обозначенные на флажках, покажи.

2. Посмотри на чайники. Посчитай чайники, покажи на циферблате цифру.

Найди различия между чайниками. Посчитай: сколько роз? Сколько шишек? Посчитай розы и шишки вместе. Назови цифру, покажи ее на циферблате.

3. Сколько бабочек на каждом цветке? Впиши нужные цифры.

4. Раскрась морковки. Посчитай, сколько их всего.

Найди цифру 4 на циферблате.

5. Посчитай, сколько горошков на крыльях божьих коровок. Покажи на циферблате цифры.

6. Посчитай, сколько ног у вороны Каркули, у петушка Кукарелика, у курицы Коконюшки. Сколько у них глаз?

7. Скажи, сколько ног у поросенка Неряшки. У коровы Мумушки? У лошади Аллюрки? У овцы Кудряшки?

8. Посчитай животных! Покажи цифру 3 на циферблате часов.

Отвечай да выполняй.

Выбери ответ.

У птичек ног: три; пять; две.

У животных ног: одна; две; пять; четыре.

Зачеркни лишний рисунок. Объясни, почему ты его выбрал? Сколько птиц на картинке?

Игра «Раз, два, три... - Недели дни»

Знакомим с понятиями «время», «неделя», с днями недели; закрепляем счет, развиваем память

Материал для игры

Календарь, часы.

Ход игры

Зимняя считалочка от Лутони:

По двору зима идет.

Завтра будет Новый год.

В доме аромат сосновый.

Календарь повешу новый.

Проживаем день и ночь —

Лист срываем утром прочь.

День за днем, недели, месяц,

Два и три, четыре, пять...

Месяцев прошло двенадцать -

Новый год пришел опять.

Снова в доме дух еловый,

Начинаем счет по новой!

Взрослый выступает в роли Недельки. Неделька назначает «артистов», которые будут представлять Дни недели — ее детей. Неделька загадывает загадку:

На стене висят, идут.

Если встанут, то соврут. (Часы)

На стене часы висят,

Время измеряют.

Стрелочки по кругу ходят —

Время повторяют.

Неделька задает вопрос: «Что такое время?» а потом дает объяснение.

Время — это то, что длится,

Что незримое бежит.

Из минут, часов и суток

Наше время состоит.

Промелькнули день и ночь,

Говорим мы: «Сутки прочь!».

Сутки сложены в неделю,

А недели — в месяцы.

Время то плетется еле,

А то скачет, бесится.

Неделька показывает календарь и просит от гадать еще одну загадку:

На стене у нас висит,

Нам про время говорит.

Здесь написано «Январь»,

В нем найдете и февраль...

Его названье... (календарь).

Время — нашей жизни схема,

Время — дней, минуток смена.

Временной есть инвентарь:

Часики и календарь,

Их народ придумал встарь.

Чтобы время измерять,

Надо дни недели знать.

Неделька зовет всех ребят в круг, а потом представляет первый день недели.

Лег я поздно в воскресенье,

А проснулся в понедельник!

Понедельник, выходи,

Хоровод наш поводи!

В центр выходит ребенок, назначенный на роль Понедельника. Неделька комментирует:

Понедельник каждый знает:

Он неделю начинает.

Хоровод ходит вокруг Понедельника и поет:

Понедельник невеселый,

Понедельник — день тяжелый.

Отдохнули, погуляли,

В понедельник утром встали:

Надо к делу привыкать,

Ритм рабочий начинать.

Начинаем день второй,

Забываем выходной.

Выходи скорей во дворик,

День второй недели — Вторник!

Понедельник отходит в сторонку. Выходит Вторник. Дети ходят вокруг него и поют:

Согласится царь и дворник:

Замечательный день — вторник!

Много силы и желанья

Для любого начинанья!

Вторник встает рядом с Понедельником. Неделька называет третий день недели.

Дней несется череда:

После вторника — среда.

Среда выходит в центр хоровода, дети поют:

Мы запомним это навсегда:

После вторника идет среда.

Вторник кладет руки на талию Понедельника, а Среда — на талию Вторника, они образуют цепочку, которая проходит внутри круга, а потом выходит из круга. Дети останавливаются в сторонке и говорят слова:

Друг за другом мы идем всегда,

Не меняем места никогда:

Понедельник, вторник и среда!

Все повторяют:

Понедельник, вторник и среда

Ходят только так,

А по-другому НИКОГДА!

Неделька продолжает знакомство со своими детками.

День прошел, среда ушла,

Четверга пора пришла.

Он приходит за средой,

Сын четвертый, мой родной.

Четверг выходит в круг со словами:

День среды прошел, померк,

И явился я, четверг.

Хоровод скандирует:

Среду провожаем,

Четвертый день встречаем!

Идет с зонтом на длинной ножке

Четверг ненастный по дорожке.

Четверг присоединяется к своим братьям-дням и встает за Средой. Выходит в центр Пятница со словами:

Дождь прошел, прошел четверг,

Пятый день четвертый сверг.

За четвертым я являюсь,

Хоть устала — улыбаюсь.

Ведь за пятницей — суббота.

Отдыхаем от работы.

Хоровод декламирует:

Улыбайтесь все кругом,

Пятница пришла в наш дом!

Завтра все мы отдохнем

От трудов и суеты.

Пятница, всех лучше ты!

Пятница встает за Четвергом. Суббота появляется внутри хоровода.

Может быть, кому-то с пятницей

Расстаться неохота.

Но должна явиться

Вслед за нею я, суббота!

Всех прошедших дней недели

Младшая сестрица.

Незаметно ночью темной

Упорхну, как птица,

Потому что вслед за мною

Братец Воскресенье мчится.

Хоровод встречает ее словами:

Нравится всем нам субботний день,

День шестой недели,

Предпоследняя ступень.

Подожди, суббота, подожди,

С хороводом вместе походи!

Суббота ходит с хороводом, а потом встает за Пятницей. Появляется Воскресенье. Неделька объявляет:

Воскресенье, самый лучший мой сынок!

Он приходит за субботой, —

Счастья, солнца островок.

Воскресенье представляет себя:

За субботой появляюсь

И хожу за ней, как тень.

Воскресеньем называюсь.

Воскресенье — лучший день!

Я неделю замыкаю,

Понедельник я встречаю.

Хоровод ходит вокруг Воскресенья и скандирует:

Воскресенье, воскресенье —

Лучший в мире день!

Воскресенье встает за Субботой. «Дни недели» образуют цепочку, хоровод смыкается вокруг них. «Дни» в цепочке берутся за руки и декламируют:

Ходим рядом, но не вместе.

Строгий мы порядок знаем.

Мы один другому место

Без скандалов уступаем!

Хоровод скандирует:

Понедельник, вторник и среда,

За средой шагающий четверг,

Пятница, суббота, воскресенье —

Вы порядка строгого пример,

Времени текущего деленье.

«Дни недели» возглашают:

Живем мы на листках календаря,

Чтобы каждому помочь

Свой день прожить не зря.

Отвечай да выполняй

Запомни дни недели, перечисли и скажи: сколько их?

Словно место карусели,

Каждый день одной недели.

Понедельник — слоник,

Вторник — резвый коник.

А среда — юла, волчок,

А четверг — хромой бычок.

Пятница — мартышка,

А суббота — мышка.

Воскресенье — пестрая корова.

Понедельник...

Вспомни снова!

Посмотри на календарный листочек и нарисуй свой: придумай оформление и напиши цифру своего дня рождения.

Обведи рисунок часов и цифры по точкам. Сколько цифр на циферблате? Сколько стрелок?

Выучи считалку:

Конь гривастый в поле скачет,

Пес голодный в будке плачет,

На горе стреляет пушка,

В доме бьют часы с кукушкой.

Кто удары не считает,

Нас сейчас же покидает!

Нарисуй самостоятельно картинку по тексту считалки.

Выше, ниже - очень просто!

Даем представление о понятиях «выше - ниже», «высокий», «низкий», «низко - высоко»; формируем представление о порядковых числительных

Материал для игры

Данный текст.

Ход игры

Лутонюшка пришел в класс, поздоровался, подошел к окну и начал рассказывать:

Сад красивый за стеклом,

А в саду стоит наш дом.

Дом с красивой красной крышей.

Рядом тополь крыши ВЫШЕ.

Если тополь крыши выше,

Это значит, дом наш НИЖЕ? —

спросил он и позвал:

Подойдите, господа,

Посмотрите вон туда!

Животные сгрудились у окна, а учитель попросил их посмотреть в окно и выбрать дерево или кустарник и сравнить по вышине.

— Вижу, вижу! — закричала лошадка Аллюр- ка. — Тополь всех деревьев выше! Абрикоса, сливы, вишни...

— Вот две яблоньки растут: старая и молодая. И гадать не надо тут — ниже молодая! — авторитетно заявила корова Мумушка.

— Абрикос малины выше, дом наш яблони пониже, — сравнил жеребенок Галопик.

— А крыжовник ниже сливы! — заметил козел Бе калка.

Наша груша у крылечка

Теплое нашла местечко.

Покрывает кроной крышу

И растет все выше, выше!

Груши часто по ночам

В крышу, падая, стучат.

Катятся по крыше

Ниже, ниже, ниже...

Покатились — докатились,

Хлоп об землю — и разбились! —

разразился поэтическим рассказом жеребенок Галопик.

— А цветы ниже деревьев, а травка-муравка ниже всех цветов, по земле стелется, словно ковром кудрявым землю покрывает, — заметила овечка Кудряшка.

— Все у тебя кудрявое! — поддел овечку козлик Бекалка.

— А вот я выше тебя! — похвалился он.

— Подумаешь, гигант! На чуть-чуть только и повыше, — обиделась Кудряшка.

— А я выше тебя, козлик! — сообщил жеребенок.

— А кто же у нас самый низкий? — поинтересовался котенок Игрунчик.

— Ты, конечно! — сказала козочка Мекалка.

— Неправда! — обиделся котик.

— А давайте не будем спорить, — попросил Лутоня. — Вот мы сейчас что сделаем: выстроимся по ранжиру!

— Я не понимаю, — заволновалась свинка Маркуша. -— Я не знаю такого слова: ранжир.

— Мы не знаем такого слова! — закричали все животные.

— По ранжиру — значит, по росту. Сначала встанет самый высокий, а потом пониже его, еще ниже, ниже, ниже...

— Я самая высокая! — похвасталась лошадь Аллюрка и встала первой. Рядом с ней встала корова Мумушка, рядом с коровой — жеребенок Гало- пик, рядом с жеребенком — бычок Рогатик, рядом с бычком — козел Бекалка, рядом с козлом — коза Мекалка, рядом с козой — овечка Кудряшка, рядом с Кудряшкой — свинья Маркуша, рядом со свиньей — поросенок Неряшка, рядом с Не- ряшкой — кошка Крошка, рядом с кошкой Крошкой — кот Игрунчик, рядом с котиком — мышка Шуршишка.

Выстроился наш отряд

Встали мы не все

А по росту:

ВЫШЕ, НИЖЕ, ниже...

— Очень просто! — прокомментировал поросенок Неряшка. — Самая НИЗКАЯ из нас — мышка Шуршишка. Самая ВЫСОКАЯ — лошадка.

Лошадь выше,

Мышка ниже.

Крыша выше,

Окна ниже.

Небо выше,

Земля низко.

Выше кустик,

Чем редиска. —

Лутонюшка дал команду:

— Рассчитайся! — И все начинали себя называть:

— Я лошадь, номер мой один!

Всегда стою всех впереди!

— А я корова, номер два,

Высокой стать мне помогла трава!

— Я жеребенок, номер три,

Кто там четвертый? Говори!

— Я бык, и номер мой четыре,

Я самый грозный в этом мире!

— А я козел, мой номер пять,

Мне пятым хорошо стоять!

— Я козочка, мой номер шесть.

Два рога у меня и вымя есть!

— Овечка я, мой номер семь,

Красы моей не видит только пень!

— Я свинка, номер восемь мой.

Мечтаю быть не первой,

Но хотя б второй.

— Я поросенок, номер девять.

Девятый я, что ж тут поделать!

— Я кошка Крошка, номер десять.

От «Вискаса» толстею каждый месяц.

— А я в десятку даже не вошел.

Но я расту и поправляюсь хорошо, —

Сказал Игрунчик, славный кот,

Мяукнул и закрыл свой рот.

— Я никогда и никого не буду выше, —

Сказала мышка еле слышно.

Отвечай да выполняй

Ответь на вопрос.

Ранжир — это:

1) рыбий жир;

2) оранжевый цвет;

3) транжира;

4) построение по росту и размеру.

Посмотри на цифры в табличке ниже и найди ту цифру, которая обозначает твой возраст.

Назови кого-нибудь, кто ниже мышки.

Читай и запоминай.

Ниже мышки тараканы,

Паучки, жучки и мошки.

Вазы выше, чем стаканы.

Выше тапок — босоножки.

После того как животные рассчитались и представились друг другу, Лутоня скомандовал:

— Направо!

Все повернулись вправо и оказались друг за другом.

— Вперед! — дал еще одну команду Лутонюшка.

Животные пошли вперед к двери. Бык Рогатик, дворовый поэт, затянул собственного сочинения строевую песенку.

Воробьи, воробьи малые, Ворон черный высоко летит. В цветнике, в цветнике розы алые,

Снизу лютик желтенький глядит.

Раз — глядит,

Два — глядит,

Три — глядит!

Никогда он в небо

Не взлетит!

Не гляди, не гляди, не гляди!

На земле, на клумбе посиди!

Отряд прошагал через всю комнату и вышел на улицу. Так и шли друг за другом животные, лесенкой да с удалой песенкой. Так и вошли во двор. Остановились, не ломая строя. Там к ним присоединились петух Кукарекулик, курица Коконюшка и цыплятки.

Петушок я пестрый,

Номер мой тринадцать,

По утрам «Ку-ка-ре-ку!»

Я кричу раз двадцать! —

отчитался петушок.

А я курица простая.

Че-тыр-над-ца-тая!

Не летаю, но слетаю

С жердочки на землю я.

Ночью высоко вишу,

Утром по земле хожу! —

преподнесла себя, как загадку, курочка Коконюшка.

Все тронулись с места продолжили петь свою строевую песню.

Высоко, высоко, солнышко,

Птички песни радостно поют.

Грянет гром, грянет гром — молния,

Облака на землю упадут!

Капля раз, капля два —

Дождь пошел.

Струи в лужах

Танцуют рок-н-ролл!

Хватит, гром, хватит, гром, рокотать!

Нам с земли до неба не достать!

Отвечай да выполняй

Посчитай, сколько низких курочек (цыпляток) и сколько высоких. Сколько всего курочек?

Послушай стихотворение, посмотри на рисунок (башенку из клеточек) и раскрась домики великана и таракана в разные цвета.

Таракан и великан

Полз по полу таракан.

Шел по полю великан.

Таракан приполз на поле,

Рад был солнцу, рад был воле

Великан его не встретил:

Усача он не заметил.

Таракан для великана

Что пылинка для бархана:

Хоть и зла он не таил,

Таракана раздавил.

Не ходите, тараканы,

Там, где ходят великаны!

Великан высокий,

Он земли не видит.

Попадешь ему под ноги —

Ни за что обидит.

Назови и посчитай: сколько на рисунке тех, кто летает. Сколько тех, кто живет на земле?

Назови одним словом всех, кто изображен на рисунке.

Отгадай загадки про нарисованных выше насекомых.

Не зверушка я, не птица,

Носик у меня, как спица. (Комар)

Я летаю и жужжу,

По растеньям я хожу. (Жук)

У меня глаза, как фары,

Я танцую под фанфары,

Я легка, стройна, беспечна,

Веселиться буду вечно,

От цветка к цветку летать,

Лето жаркое плясать. (Стрекоза)

Я средь зелени скачу,

Прыгаю и стрекочу.

Мои крылья — ножки,

На макушке рожки. (Кузнечик)

От цветка к цветку летаю,

Что красива очень — знаю.

Чудный я цветок живой,

Восхищаются все мной. (Бабочка)

Фигуры тоже знают счет

Даем понятие о треугольной фигуре; закрепляем понятия «круг», «овал», «прямоугольник»; учим счету, учим находить подобное

Материал для игры

Треугольные предметы, данный текст.

Ход игры

Лутонюшка дал задание козлу Бекалке: принести на урок предмет, похожий на треугольник. Козлик принес флажки разных цветов и прочитал стишок, который сам про него и сочинил.

Я иду домой довольный.

Ветерочек свежий, вольный

Треплет флаг мой треугольный.

На уроке животные считали флажки, играли с ними, а Лутоня объяснил, что флажок похож на треугольник, и показал, как рисовать. "

Нарисуй треугольник — обведи по точкам.

1. Посчитай, сколько вершин у треугольника. Покажи цифру 3 на циферблате.

2. Посчитай, сколько у треугольника сторон, сколько углов. Покажи цифру на циферблате.

Обведи по точкам круг, овал, квадрат, прямоугольник.

Обведи звездочку по точкам. Посчитай, сколько у звездочки лучей-треугольничков. Сколько углов? Покажи цифры на циферблате.

Посчитай треугольники, круги, овалы.

Смотри на цифры и нарисуй столько же овалов, кругов и вишенок.

Из скольких частей сделаны фигуры?

Клеточки - квадратики

Материал для игры

Чистая тетрадка, карандаши, кубики.

Ход игры

Для уроков в Подготовительном Классе понадобились книги и тетради. Книги Лутонюшка купил в магазине сам, а лошадку Алллюрку попросил сходить в магазин письменных принадлежностей и привезти оттуда тетрадки в линейку и клеточку. Без тетрадей нельзя! В них пишут и рисуют. Буквы пишут по линейкам, а цифры пишут в клеточках, и рисовать можно по клеточкам. Нужно только научиться считать клетки.

Возьми чистую тетрадку. Она расчерчена на клетки или по-другому — на квадраты, только на маленькие. Лутоня, когда показывал тетрадку, объяснил:

У тетрадки деточки:

Маленькие клеточки.

А потом обратился с просьбой к своим ученикам:

Только клеток очень много. И я был бы очень рад. Если ты запомнить смог бы: Эта клеточка — квадрат.

Найди квадраты в узоре шарфика.

1. Посчитай черные квадраты на шарфике.

2. Закрась пустые квадратики на шарфе.

Покажи (обведи) квадрат в предметах.

Открой тетрадь.

1. Обведи одну клеточку карандашом. Обведи другую, рядом. Закрась цветным карандашом оба квадратика.

2. Обведи карандашом одну клетку и другую, которая ниже. Закрась обе клетки зеленым цветом.

3. Обведи 2 клеточки. Клеточку под первой (она ниже) оставь пустой. От нее по строчке отсчитай еще 2 клеточки и обведи их. Закрась все клетки в красный цвет. Посмотри, какая получилась фигура!

4. Посчитай и обведи 3 клеточки. Закрась клетку в середине желтым карандашом, а по краям — голубым. Квадратик над желтой клеткой (который выше) обведи и закрась также голубым цветом. Теперь обведи и закрась квадратик, который ниже желтой клеточки. Полюбуйся: получился цветок!

5. Отсчитай три клеточки. Обведи. Закрась синим карандашом. Найди вторую клетку, которая посередине, и обведи квадратик выше ее (над ней).

Игра «А квадрат забрался треугольник»

Закрепляем понятие форм «треугольник» и «квадрат»

Материал для игры

Тетрадка в клетку, карандаши, данный текст.

Ход игры

Лутонюшка закончил объяснять, что такое квадрат, как из квадрата можно сделать треугольники, как рисовать в тетрадке разные фигуры по клеточкам, которые также и квадратики. А потом он решил проверить, как поняли его объяснение ученики — домашние животные. Он дал им самостоятельную работу, а сам ходил по классу, Подходил к животным, заглядывал в их тетрадки и смотрел, кто и как из его подопечных работает, что у него получается в тетрадке.

Жеребенок взял тетрадку.

Рисовал в ней по порядку:

Клетка, клетка — два квадрата.

Вниз квадраты, вверх квадраты,

Четыре клеточки — фигура.

Пять квадратиков — цветок.

Молодчага, стригунок!

Рядом сидел, раскрашивал клеточки петушок и приговаривал:

Клетка — раз! Вторая — вниз!

Две вперед помчали.

А концы соединим.

Флаг мы получаем.

Это треугольный флаг:

Треугольник — красный стяг.

Соедини точки и получи треугольники.

Нарисуй треугольную фигуру по образцу- Закрась треугольник.

1. Обведи квадратик в тетради. Соедини верхний угол квадрата с нижним наискосок: получишь два треугольничка. Раскрась треугольники в разные цвета.

2. Обведи клетку. Соедини верхний угол квадрата с нижним наискосок, только теперь в другом направлении: получишь два треугольника. Раскрась оба разными карандашами.

3. Обведи клетку. Соедини нижние углы с верхними наискосок в одном и другом направлении. Сколько треугольничков у тебя получилось? Раскрась все четыре треугольника разными цветами.

Игра «Поплыл по клеточкам кораблик»

Рисуем по меткам; закрепляем понятие фигур «квадрат» и «треугольник»

Материал для игры

Тетрадь в клетку, карандаши, данная книга с заданиями.

Ход игры

Свиньи — мама Маркуша и ее сынок, поросенок Неряшка — не расставались в классе. Они сидели за одним столом и рисовали кораблик.

Мама Маркуша учила сына: «Отсчитай три клеточки. Вторую клетку закрась. У первой и третьей клетки закрась верхние уголки (подели квадратик на два треугольника). От второй клетки вверх отсчитай две клеточки и закрась также уголок».

Делай, как учит Маркуша. Не понял? Послушай тогда поросенка Неряшку.

Поросеночек Неряшка был в классе у Лутонюшки усердным и послушным учеником. У него все получалось. Он сидел, рисовал и бубнил себе под нос:

Раз, два, три — считаем клетки.

Цвет наш будет голубой.

Треугольничек на первой.

И квадратик на второй.

Получилось, я смотрю!

Раз, раз, раз —

Этот угол ты закрась!

Хрю-хрю! Раз, два!

Клетки вверх считаем.

Хрю, хрю, хрю...

Треугольник знаем.

Нужен красный карандаш...

Треугольничек закрасим —

И поплыл кораблик наш!

Похожие публикации