Картографические проекции и искажения. Карты колумбии Классификация проекций по виду нормальной картографической сетки

Колумбия - страна, расположенная в Южной Америке, граничащая с Панамой, Перу, Эквадором, Венесуэлой и Бразилией. Омывается водами Тихого океана и Карибского моря.

Интерактивные карты

Удобная интерактивная карта Колумбии, которую можно двигать и приближать в нужном месте для получения необходимой информации. Также ее можно переключить в режим спутникого, рельефного и погодного отображения информации.

Также, вы можете воспользоваться другой интерактивной картой Колумбии, адаптированной под российских путешественников.

Географическая карта

Географическая карта Колумбии, на которой показан рельеф и природные особенности страны, основные города и автодороги, а также границы с соседними странами.

Учебная и аналитическая информация

Применяя признаки наличия искажений на картах, учащиеся устанавливают:

  1. Карта имеет искажении длин линий, так как 20-градусные отрезки меридианов увеличиваются от центра карты и по среднему меридиану и в стороны от него; на параллелях тоже наблюдаются искажения длин (20-градусный отрезок параллели 60° с. ш. вблизи среднего меридиана не в два раза меньше, чем 20-градусный отрезок экватора); вдоль экватора нет искажения длин, его отрезки равны. Вывод: и меридианы, и параллели, искажаясь, растягиваются с удалением от центральной точки карты. Экватор не искажен.
  2. Карта имеет искажения форм, так как формы клеток картографической сетки на одной широте (например, вдоль экватора) разные.
  3. Карта имеет искажение углов, что отчетливо видно на многих ее участках по отклонению углов пересечения меридианов и параллелей от 90°.
  4. Карта имеет искажение площадей. Это видно на глаз по увеличению площадей клеток картографической сетки к краю карты. Например, вдоль экватора основания клеток остаются неизменными, а их высоты тем больше, чем ближе клетка к краю карты. Из этого следует, что площади клеток растут в этом же направлении.

Таким же образом могут быть проанализированы искажения на картах полушарий, материка и СССР. При этом выявляется закономерность, что с уменьшением охвата изображенной на карте территории сокращается, как правило, и величина искажения. Этот вывод может быть подсказан также учителем.

Общее понятие и определение картографической проекция даны в учебнике. Здесь же с достаточной полнотой охарактеризованы три основных вида проекции, выделяемые по свойственным им искажениям (равноугольные, равновеликие и произвольные), и разновидность произвольных - равнопромежуточные.

Практически важная задача - выработать у учащихся умение на основе анализа искаженности карты установить, к какой из названных групп относится проекция, в которой эта карта построена. Этим выводом и должен заканчиваться анализ искажений на картах. Учителю необходимо знать принадлежность к той или иной группе проекций карт по их искажениям. В произвольных проекциях построены: все мировые карты в атласе для VI класса, карта Северной Америки на с. 4 в атласе для VII класса; произвольная равнопромежуточная проекция представлена мировой картой в этом же атласе.

Ни программа, ни учебник не обязывают семиклассников изучать показатели искажений на картах. Но в атласе для VII класса эти показатели изображены в форме так называемых эллипсов искажений (в графической таблице с названном «Геометрическое представление искажений»). В этой таблице показано, как изменяются под влиянием искажения форма, длины радиусов и площадь геометрической фигуры круга с удалением от средней точки на карте, где она не искажена. По верхнему из трех рисунков видно, что в равноугольных проекциях форма круга ив изменяется, но площадь его растет; на среднем рисунке доказано, что с удалением от неискаженного изображения круга форма его превращается в эллипс с площадью, равной площади круга. Нижний рисунок подчеркивает, как увеличивается форма и площадь начального круга. Приведенные сведения могут пригодиться учителю в случае, если ученики заинтересуются этим рисунком.

Различия (классификация) картографических проекций учебных карт показаны в атласе. На с. 4 атласа для VII класса имеются чертежи, поясняющие, как можно получить проекции цилиндрические, конические и азимутальные, применяя в качестве вспомогательных поверхностей соответственно поверхности цилиндра, конуса или плоскости.

Для разъяснения учащимся способов построения картографических проекций с использованием вспомогательной геометрической поверхности полезно на уроке по данной теме использовать географический глобус, лист фанеры или картона для изображения плоскости и лист чертежной бумаги, который можно сворачивать в цилиндр или конус. Например, объясняя получение конической проекции, в которой составлены многие карты СССР, учитель надевает лист бумаги, свернутый в конус, на глобус так, чтобы боковая поверхность конуса соприкасалась с глобусом по одной из параллелей, а вершина конуса была бы над полюсом, на продолжении оси вращения Земли. Удерживая конус в этом положении, учитель очерчивает мягким карандашом с внешней стороны конуса параллель касания, две-три другие параллели и несколько меридианов. При этом он рассказывает, что при проектировании (переносе) линий градусной сетки на поверхность конуса параллели приобретают форму окружностей, а меридианы - прямых, направленных к вершине конуса.

Закончив нанесение линий градусной сетки на бумажный конус, преподаватель разворачивает его в плоскость и укрепляет на доске, чтобы учащиеся увидели характерную форму картографической сетки в конической проекции. Конечно, линии сетки при таком способе черчения не могут быть ровными. Можно их начертить заранее на обратную сторону бумаги и, прикрепляя лист к доске, повернуть его той стороной, на которой сетка была ранее вычерчена. Н. В. Малахов рекомендует увязывать изучение проекции карт с проекциями предметов, которые учащиеся используют в курсе черчения. Он пишет: «Учащиеся, начиная с VII класса, могут ошибочно ассоциировать проекции карт с известными им из курса черчения параллельными (ортогональными) проекциями, которые, как известно, получаются в результате проектирования предметов па плоскость параллельными лучами. Проекции же используемых в школе карт имеют иные принципы проектирования, чем в черчении.

Чтобы учащиеся правильно поняли картографические проекции, полезно сопоставить изображение одного из полушарий, например восточного, на карте с изображением того же полушария, но полученного по принципу ортогонального проектирования. Подобное изображение восточного полушария применяется для показа Земли как планеты и, в частности, в атласе для учителей».

Конечно, понятия о картографических проекциях формируются особенно эффективно путем построения нарт в разных проекциях. За неимением времени на уроках географии такая работа может-быть предложена участникам школьного географического кружка или в порядке индивидуального самостоятельного задания. Как строить картографическую сетку в разных проекциях, можно узнать в пособии для учителей «Изготовление географических карт в школе».

Без такого закрепления полученных знаний одни названия групп проекции и приведенные сведения об их получения геометрическим проектированием на вспомогательную поверхность той или иной формы недостаточно раскрывают эти понятия. Чтобы эти сведения были закреплены, необходимо записать и запомнить особенности распределения искажения в каждой группе:

  • в цилиндрических проекциях обычно нет искажений вдоль линии экватора, которая поэтому является линией нулевых искажений. С удалением от экватора к северу и югу искажения растут;
  • в азимутальных проекциях искажений нет в центральной точке карты. Во все стороны от этой точки нулевых искажений они растут.

1. Объясните, почему глобус называют объёмной моделью Земли.

Глобус практически полностью повторяет формуц земли, положение объектов и ее поверхности.

Чем форма глобуса отличается от реальной формы Земли?

Глобус - шар, Земля же приплюснута у полюсов.

2. Установите, в каких двух полушариях одновременно стоит мальчик, изображённый на этой фотографии.

Западном и восточном

3. Определите, к какому виду по охвату территории относят представленные карты. Используя атлас, приведите примеры карт каждого вида.

1 - Карты стран (физическая карта России).

2 - Мировые карты (политическая карта мира, физическая карта мира)

4. Расположите параллели от самой длинной до самой короткой.

45° ю.ш. 25° с.ш., 0° ш., 70° ю.ш., 30° ю.ш. 60° с.шм 20° с.ш.

0 20 с.ш. 25 с.ш. 30 с.ш. 45 ю.ш. 60 с.ш. 70 ю.ш.

5. На рисунке корабли русской антарктической экспедиции «Восток» и «Мирный» изображены в полдень у берегов острова Петра I (68° ю.ш.). Определите, в каком направлении движутся корабли.

В южном полушарии в полдень солнце клонится к северу, так как корабль плавыет по направлению к солнцу, он плывет на север.

6. Приведите примеры карт из вашего атласа, выполненных такими способами, которые показаны на рисунках.

7. Определите, в каких частях этих карт изображение Земли искажено больше всего. Объясните почему.

На карте мира. Длина широт меньше к экватору. Чем мельче масштаб, тем больше искажение.

8. Определите, на каком из рисунков изображены:

а) только параллели;

б) только меридианы;

в) градусная сетка.

Цели и задачи изучения темы:

Дать представление об искажениях на картах и видах искажений:

Сформировать представление об искажениях в длинах;

- сформировать представление об искажениях в площадях;

- сформировать представление об искажениях в углах;

- сформировать представление об искажениях в формах;

Результат освоения темы:

Поверхность эллипсоида (или шара) нельзя развернуть в плоскость с сохранением подобия всех очертаний. Если поверхность глобуса (модели земного эллипсоида), разрезанную на полоски по меридианам (или параллелям), развернуть в плоскость, в картографическом изображении произойдут разрывы или перекрытия, и с удалением от экватора (или от среднего меридиана) они будут возрастать. Вследствие этого необходимо производить растяжение или сжатие полосок, чтобы заполнить разрывы по меридианам или параллелям.

В результате растяжений или сжатий в картографическом изображении возникают искажения в длинах m (мю), площадяхp , углах w и формах k . В связи с этим масштаб карты, характеризующий степень уменьшения объектов при переходе от натуры к изображению, не остается постоянным: он меняется от точки к точке и даже в одной точке по разным направлениям. Поэтому следует различать главный масштаб ds , равный заданному масштабу, в котором происходит уменьшение земного эллипсоида.

Главный масштаб показывает общую степень уменьшения, принятую для данной карты. На картах всегда подписывается главный масштаб.

Во всех остальных местах карты масштабы будут отличаться от главного, они будут крупнее или мельче главного, эти масштабы называют частными и обозначают буквой ds 1 .

Под масштабом в картографии понимают отношение бесконечно малого отрезка, взятого на карте, к соответствующему ему отрезку на земном эллипсоиде (земном шаре). Все зависит от того, что берется за основу при построении проекции – земной шар или эллипсоид.

Чем меньше будет изменение масштаба в пределах данного участка, тем совершеннее будет картографическая проекция.

Для выполнения картографических работ необходимо знать распределение на карте величин частных масштабов, чтобы можно было вносить поправки в результаты измерений.

Частные масштабы вычисляют по специальным формулам. Анализ вычисления частных масштабов показывает, что среди них имеется одно направление с наибольшим масштабом , а другое – с наименьшим.

Наибольший масштаб, выраженный в долях главного масштаба обозначают буквой «а», а наименьший – буквой «в» .

Направления наибольшего и наименьшего масштабов называют главными направлениями . Главные направления только тогда совпадают с меридианами и параллелями, когда меридианы и параллели пересекаются под прямыми углами.

В таких случаях масштаб по меридианам обозначают буквой « , а по параллелям – буквой « .

Отношение частного масштаба к главному характеризует искажение длин m (мю).

Иными словами, величина m (мю)есть отношение длины бесконечно малого отрезка на карте к длине соответствующего ему бесконечно малого отрезка на поверхности эллипсоида или шара.

m (мю) = ds 1

Искажение площадей.

Искажение площади p определяется как отношение бесконечно малых площадей на карте к бесконечно малым площадям на эллипсоиде или шаре:

p= dp 1

Проекции, в которых отсутствуют искажения площадей, называются равновеликими.

При создании физико-географических и социально-экономических карт, бывает необходимо сохранить верное соотношение площадей. В таких случаях выгодно применять равновеликие и произвольные (равнопромежуточные) проекции.

В равнопромежуточных проекциях искажения площади в 2-3 раза меньше, чем в равноугольных.

Для политических карт мира желательно сохранить правильность соотношения площадей отдельных государств, не исказив внешний контур государства. В этом случае выгодно применять равнопромежуточную проекцию.

Проекция Меркатора для таких карт не подходит, так как в ней сильно искажаются площади

Искажение углов . Возьмем на поверхности глобуса угол u (рис. 5), который на карте изобразиться углом u .

Каждая сторона угла на глобусе образует с меридианом угол α, который называется азимутом. На карте этот азимут изобразится углом α′.

В картографии приняты два вида угловых искажений: искажения направления и искажения углов.


А А

α α

0 u 0 u

В В

Рис.5. Искажения углов

Разность между азимутом стороны угла на карте α и азимутом стороны угла на глобусе называется искажением направления , т.е.

ω = α′ - α

Разность между величиной угла u на карте и величиной u на глобусе называется искажением угла, т.е.

2ω = u′ - u

Искажение угла выражается величиной потому, что угол состоит из двух направлений, каждое из которых имеет искажение ω .

Проекции, в которых отсутствуют искажения углов, называются равноугольными.

Искажение форм напрямую связано с искажениями углов (конкретным значениям w соответствуют определенные значения k ) и характеризует деформа­цию фигур на карте по отношению к соответствующим фигурам на местности.

Искажения форм будут тем больше, чем больше будут отличаться масштабы по главным направлениям.

В качестве меры искажения форм принимают коэффициент k .

k = а/в

где а и в – наибольший и наименьший масштабы в данной точке.

Искажения на географических картах тем больше, чем больше изображаемая территория, а в пределах одной карты искажения возрастают с удалением от центра к краям карты, причем скорость нарастания меняется по разным направлениям.

Для того, чтобы наглядно представить себе характер искажений в разных частях карты, часто пользуются, так называемым эллипсом искажений.

Если взять на глобусе окружность бесконечно-малого размера, то при переходе на карту из-за растяжений или сжатий эта окружность исказится подобно очертаниям географических объектов и примет форму эллипса. Этот эллипс называют эллипсом искажений или индикатриссой Тиссо.

Размеры и степень вытянутости этого эллипса по сравнению с окружностью отражают все виды искажений, свойственные карте в этом месте. Вид и размеры эллипса неодинаковы в разных проекциях и даже в разных точках одной и той же проекции.

Наибольший масштаб в эллипсе искажений совпадает с направлением большой оси эллипса, а наименьший - с направлением малой оси. Эти направления называются главными направлениями .

Эллипс искажений на картах не изображается. Им пользуются в математической картографии для выяснения величины и характера искажений в какой-нибудь точке проекции.

Направления осей эллипса могут совпадать с меридианами и параллелями, а в некоторых случаях оси эллипса могут занимать относительно меридианов и параллелей произвольное положение.

Определение искажений для ряда точек карты и последующее проведение по ним изокол - линий, соединяющих точки с одинаковыми значениями искажений, дает наглядную карти­ну распределения искажений и позволяет учитывать искажения при пользовании картой. Для определения искажений в пределах карты можно пользоваться специальными таблицами или схемами изокол. Изоколы могут быть для углов, площадей, длин или форм.

Каким бы способом не развертывать земную поверхность на плоскость, обязательно возникнут разрывы и перекрытия, что в свою очередь приводит к растяжениям и сжатиям.

Но на карте вместе с тем будут места, в которых не будет сжатий и растяжений.

Линии или точки на географической карте, в которых нет искажений и сохраняется главный масштаб карты, называют линиями или точками нулевых искажений (ЛНИ и ТНИ).

По мере удаления от них искажения возрастают.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Что служит причиной картографических искажений?

2. Какие виды искажений возникают при переходе от поверхности
эллипсоида к плоскости?

3. Объясните, что такое точка и линия нулевых искажений?

4. На каких картах масштаб остается постоянным?

5. Как определить наличие и величину искажений в определенных местах карты?

6. Что такое индикатриса Тиссо?

7. Каково назначение эллипса искажений?

8. Что такое изоколы и каково их назначение?

Дата: 24.10.2015

Картографическая проекция - математический способ изображения земного шара (эллипсоида) на плоскости.

Для проектирования шаровидной поверхности на плоскость используют вспомогательные поверхности .

По виду вспомогательной картографической поверхности проекции разделяют на:

Цилиндрические 1 (вспомогательной поверхностью является боковая поверхность цилиндра), конические 2 (боковая поверхность конуса), азимутальные 3 (плоскость, которую называют картинной).

Также выделяют поликонические


псевдоцилиндрические условные


и другие проекции.

По ориентировке вспомогательной фигуры проекции разделяют на:

  • нормальные (в которых ось цилиндра или конуса совпадает с осью модели Земли, а картинная плоскость перпендикулярна к ней);
  • поперечные (в которых ось цилиндра или конуса перпендикулярна оси модели Земли, а картинная плоскость или параллельная ей);
  • косые , где ось вспомогательной фигуры находится в промежуточном положении между полюсом и экватором.

Картографические искажения - это нарушение геометрических свойств объектов земной поверхности (длин линий, углов, форм и площадей) при их изображении на карте.

Чем мельче масштаб карты, тем существеннее искажения. На крупномасштабных картах искажения является незначительными.

Выделяют четыре вида искажений на картах: длин , площадей , углов и форм объектов. Для каждой проекции характерны свои искажения.

По характеру искажений картографические проекции делятся на:

  • равноугольные , в которых хранятся углы и формы объектов, но искажаются длины и площади;


  • равновеликие , в которых хранятся площади, но существенно изменены углы и формы объектов;


  • произвольные , при которых искажения длин, площадей и углов, но они распределяются на карте равномерно. Среди них особо выделяют ривнопромижни проекции, при которых нет искажений длин или по параллелям, или по меридианам.

Линии и точки нулевых искажений - линии, вдоль которых и точки, в которых нет искажений, поскольку здесь при проектировании шаровидной поверхности на плоскость вспомогательная поверхность (цилиндр, конус или картинная плоскость) были касательными к шару.


Масштаб , указанный на картах, сохраняется только на линиях и в точках нулевых искажений . Он называется главным.

Во всех остальных частях карты масштаб отличается от главного и называется частичным. Для его определения требуются специальные расчеты.

Чтобы определить характер и величину искажений на карте, нужно сравнить градусную сетку карты и глобуса.

На глобусе все параллели находятся на одинаковом расстоянии друг от друга , все меридианы равны между собой и пересекаются с параллелями под прямым углом. Поэтому все клетки градусной сетки между соседними параллелями имеют одинаковые размеры и форму, а клетки между меридианами расширяются и увеличиваются от полюсов к экватору.

Для определения величины искажений также анализируют эллипсы искажений - эллипсовидные фигуры, образованные в результате искажения в определенной проекции кругов, проведенных на глобусе того же масштаба, что и карта.

В равноугольной проекции эллипсы искажений имеют форму круга, величина которого увеличивается в зависимости от расстояния от точек и линий нулевых искажений.

В равновеликой проекции эллипсы искажений имеют форму эллипсов, площади которых одинаковы (длина одной оси увеличивается, а второй - уменьшается).

В равнопромежуточной проекции эллипсы искажений иметь форму эллипсов с одинаковой длиной одной из осей.

Основные признаки искажений на карте

  1. Если расстояния между параллелями одинаковые, то это свидетельствует о том, что не искажаются расстояния по меридианам (равнопромежуточные по меридианам).
  2. Расстояния не искажаются по параллелям, если радиусы параллелей на карте соответствуют радиусам параллелей на глобусе.
  3. Не искажаются площади, если клетки, созданные меридианами и параллелями у экватора, являются квадратами, а их диагонали пересекаются под прямым углом.
  4. Искажаются длины по параллелям, если не искажаются длины по меридианам.
  5. Искажаются длины по меридианам, если не искажаются длины по параллелями.

Характер искажений в основных группах картографических проекций

Картографические проекции Искажения
Равноугольные Сохраняют углы, искажают площади и длины линий.
Равновеликие Сохраняют площади, искажают углы и формы.
Равнопромежуточные В одном направлении имеют постоянный масштаб длин, искажения углов и площадей находятся в равновесии.
Произвольные Искажают углы и площади.
Цилиндрические Вдоль линии экватора искажения отсутствуют, а по степени приближения к полюсам - увеличиваются.
Конические Искажения отсутствуют вдоль паралели касания конуса и глобуса.
Азимутальные Искажения отсутствуют в центральной части карты.

Всероссийская олимпиада школьников по географии

Iмуниципальный этап, 2014 г.

Класс.

Общее время – 165 мин

Максимально возможный балл - 106

Тестовый раунд (время на выполнение 45 мин.)

Запрещается пользоваться атласами, средствами сотовой связи и интернетом! Удачи!

I. Из предложенных вариантов ответов выберите один верный

В каком масштабе может быть выполнена карта «Природные зоны мира» в атласе для 7 кл?

а) 1:25000; б) 1:500000; в) 1:1000000; г) 1:120 000 000?

2. На мировой карте полушарий наименьшее искажение имеет:

а) о-в Огненная Земля; б) о-ва Гавайские; в) п-ов Индокитай; г) п-ов Кольский

3. В одном градусе окружности экватора, в сравнении с другими параллелями, содержится:

а) самое большее количество километров, б) самое меньшее количество километров, в) столько же, сколько и на остальных параллелях

На территории какого залива находится точка отсчета широты и долготы на карте?

а) Гвинейском, б) Бискайском, в) Калифорнийском, г) Генуэзском.

5. Казань имеет координаты:

а) 45 о 13 / с.ш. 45 о 12 / в.д., б) 50 о 45 / с.ш. 37 о 37 / в.д.,

в) 55 о 47 / с.ш. 49 о 07 / в.д., г) 60 о 13 / с.ш. 45 о 12 / в.д.,

На местности туристы передвигаются ориентируясь по

а) магнитному азимуту, б) географическому азимуту, в) истинному азимуту, г) румбу.

Какому азимуту соответствует направление на ЮВ?

а) 135º; б) 292,5º; в) 112,5º; г) 202,5º.

По какому азимуту нужно двигаться, если путь лежит из точки с координатами

55 0 с.ш. 49 0 в.д. в точку с координатами 56 0 с.ш. 54 0 в.д?

а) 270 0 ; б) 180 0 ; в) 45 0 ; г)135 0 .

По какому меридиану можно ориентироваться при глазомерной съемке?

а) географическому, б) осевому, в) магнитному, г) нулевому, д) по всем вместе

10. Какое время года на островах Шпицберген, когда земная ось обращена к Солнцу северным концом? а) осень, б) зима, в) лето, в) весна.

11. В то время, когда Земля наиболее удалена от Солнца, в Казани:

а) день длиннее ночи, б) ночь длиннее дня, в) день равен ночи.

В каком полушарии Полярный день длится дольше?

а) в Южном, б) в Северном, в) в Западном, г) в Восточном



13. В каком месяце тропические широты южного полушария получают наибольшее количество солнечного тепла? а) январе, б) марте,в) июне, г) сентябре.

При какой погоде суточная амплитуда температуры воздуха бывает большой?

а) облачной, б) безоблачной, в) облачность не влияет на среднесуточную амплитуду температуры.

15. В каких широтах зафиксированы самые высокие абсолютные температуры воздуха?

а) экваториальных, б) тропических, в) умеренных, г) арктических.

16. Определите относительную влажность воздуха, имеющего температуру 21 о С, если в его 4 кубических метрах содержится 40 г водяного пара, а плотность насыщенного водяного пара при 21 о С соответствует 18,3 г/м 3 .

а) 54,6 % , б) 0,55%, в)218,5%, г)2,18%.

17. В аэропорту города Сочи температура воздуха +24 °С. Самолет поднялся в воздух и взял направление на Казань. Определите высоту, на которой летит самолет, если температура воздуха за его бортом -12 °С.

а) 6 км, б)12 км, в) 24 км, г) 36 км.

Каково будет атмосферное давление на тальвеге оврага, если в верхней части склона было зафиксировано атмосферное давление равное 760 мм.рт.ст., а глубина вреза оврага составляет 31, 5 м.

а) 3 мм.тр.ст., б) 757 мм.рт.ст., в)760 мм.рт.ст, г) 763 мм.рт.ст.

а) Св.Лаврентия, б) Фанди, в) Обская губа, г)Пенжинская губа.

20. Назовите материк, который является и частью света, и континентом, и расположен в четырех полушариях:

а) Америка, б) Африка, в) Австралия, г) Антарктида, д) Европа, е) Азия, ж) Евразия, з) Ю.Америка, и) С.Америка

Самая западная точка Азии – мыс

а) Пиай, б) Челюскин, в) Баба, г) Дежнева.

Континентальный шельф практически отсутствует

а) у западных берегов Ю.Америки, б) у северных берегов Евразии,

в) у западных берегов С.Америки, г) у северных берегов Африки.

Земная кора более молодая в районе

а) низменностей, б) срединно-океанических хребтов, в) низких гор, г) океанических котловин.

Исток реки Волги находится

а) на Среднерусской возв., б) в Куйбышевском вдхр., в) на Валдайской возв, г) в Каспийском море.

25. Для циркуляции воздуха Антарктиды характерны:

а) пассаты, б) муссоны, в) стоковые ветра, г) бризы.

26. Укажите аналог течения Гольфстрим в Тихом океане:

а) Канарское, б) Курильское, в) Куросио, г) Северо-Тихоокеанское

27. Лед ледника образуется из

а) пресной воды, б) морской воды, в) атмосферных твердых осадков, г) атмосферных жидких осадков.

Кто из путешественников первым достиг Южного полюса?

а) Р.Скотт, б) Ф. Беллинсгаузен, в) Р.Амундсен, г) Дж.Кук.

29. Расположите объекты по мере удаления их от аудитории, где Вы находитесь:

а) Западно-Сибирская равнина, б) Амазонская низм., в) г.Кордильеры, г) пустыня Сахара.

30. Найдите соответствие:

Континент – растение – зверь - птица

Аналитический раунд (Время на выполнение 120 мин)

Похожие публикации