Игры на бесконфликтное общение в детском саду. Игры, направленные на разрешение конфликтов

Конспект группового занятия для старшеклассников

Цель: развитие коммуникативных навыков; социальной компетентности.

Задачи:

– ознакомление с основными феноменами межличностного восприятия;

– ознакомление с барьерами общения;

– развитие навыков сотрудничества;

– отработка навыков бесконфликтного поведения;

– сплочение коллектива;

– развитие доброжелательности, эмпатии, толерантности, этических норм поведения.

Оборудование: карточки с изображением лица человека, карточки с обозначением роли, мячик, памятка «Рецепт счастья».

Организация пространства: работа в кругу.

1. Приветствие

Цель: создание доброжелательной атмосферы, настроя на работу.

Школьники передают мячик по кругу со словами: «Привет (имя), ты сегодня…»

2. Актуализация знаний

Цель: активизировать жизненный опыт детей, показать значимость изучаемого материала.

Ведущий. Сегодня мы поговорим о том, как люди общаются друг с другом. Обсудим, что влияет на наше восприятие других людей, каковы механизмы межличностного восприятия.

Класс делится на две группы (по типу «день / ночь»). Работа с карточками.

Упражнение «Эффекты восприятия»

Каждой группе дается по фотографии одного и того же неизвестного человека (можно вырезать из журнала) с кратким пояснением. Одной группе говорится, что это фотографии преступника, другой - что это преподаватель. Дети сидят отдельно и фотографии друг у друга не видят.

Задание: определить личностные качества этого человека, основываясь на собственном восприятии и пояснении к фотографии.

Пояснение 1-й группе: Иванов Василий Сергеевич. За последние четыре года убил несколько человек (из газеты «Криминальные новости», 2004, № 7).

Пояснение 2-й группе: Петров Эдуард Иванович. Доктор химических наук, профессор. Получил Государственную премию за вклад в науку (из газеты «Аргументы и факты», 2003, № 5).

Учащиеся обсуждают в группах, а затем высказывают свое мнение в общем кругу. И здесь дети видят, что у них были фотографии одного и того же человека, а характеристики они дали разные. Например, профессор - человек сосредоточенный, глубоко мыслящий, альтруистичный, так как для людей старается, для науки, взгляд у него внимательный. Человек, который убивал людей, - жестокий, скрытный, напряженный, брови сдвинуты, нахмурены, взгляд исподлобья.

Ведущий. Итак, сейчас мы увидели одного и того же человека, а описание услышали разное. Почему?

(Учащиеся делают вывод, что на их мнение повлияли разные установки на человека, разное пояснение.)

3. Актуализация знаний

Цель:предоставление теоретической информации по теме занятия.

А) Ведущий. Для того чтобы взаимодействовать с другим человеком, необходимо иметь какое-то представление о нем. Общаясь, люди составляют впечатление о партнере на основании своего опыта, эталонов, внутренних установок, сознательной или бессознательной интерпретации невербальных (бессловесных) сигналов. На основании сформировавшегося под влиянием внешних и внутренних факторов мнения (которое может быть весьма далеко от действительности) строятся отношения между людьми. Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с ним. Мы знаем по опыту, что первое впечатление может как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником; более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком. Внешность человека действительно несет много информации: мы можем узнать о социальном и материальном положении, уровне образования, состоянии здоровья, а порой и о наличии вредных привычек. Манеры помогают уточнить социальный статус, меру воспитанности, а иногда и профессию. Походка, жесты позволяют заглянуть еще глубже - понять темперамент, характер, то есть дорисовать психологический портрет.

Общению между людьми мешают:

– барьеры;

– ошибки восприятия.

Разберем подробнее.

Ошибки восприятия

Ошибки привлекательности

Если человек нам нравится (внешне!), то мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д.

Ошибки превосходства

Если человек превосходит нас по какому-то важному для нас параметру, то мы склонны оценивать его более положительно, чем могли бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы склонны его недооценивать.

Ошибка отношения к нам

Если человек хорошо к нам относится, мы склонны наделять его хорошими качествами.

Установка

Это наше сознательное или бессознательное убеждение в чем-то, восприятие мира под определенным углом зрения.

Конечно, мы перечислили не все ошибки восприятия, но наиболее распространенные.

Ролевая игра «Барьеры в общении»

Б) Ведущий. Игра, которую мы сейчас проведем, поможет понять, какие между людьми существуют барьеры в понимании.

Выбираются пять человек - активных игроков, остальные - наблюдатели. Эти пять человек образуют небольшой круг, им на головы надеваются «шапочки» (из полоски бумаги) с обозначением роли. Участники не знают, какая у них роль, но видят, какие роли у других участников. Остальные учащиеся (наблюдатели) видят все роли игроков. Вслух говорить или подсказывать запрещается.

Задание: активным игрокам необходимо общаться, обсуждать заданную ситуацию так, чтобы другие игроки поняли, какая им досталась роль, дать им понять, что у них написано на шапочке. Соответственно, каждый должен понять, что написано на шапочке у него.

Роли:

– обращайтесь со мной как с лидером;

– игнорируйте меня;

– спорьте со мной;

– выслушивайте меня внимательно;

– соглашайтесь со мной.

Обсуждаемая ситуация: «Представьте, что вы сотрудники одной фирмы. Работаете вместе несколько лет, дружите семьями, отмечаете вместе некоторые праздники. Однажды на Новый год вы в шутку купили лотерейный билет на общие деньги, деньги фирмы. Через некоторое время вы узнаете, что билет оказался выигрышным. Вам предлагают либо машину, либо деньги. Вам необходимо решить, какой взять выигрыш».

После выполнения задания – общее обсуждение.

Вопросы игрокам:

– Кто догадался, какая роль ему досталась, что помогло понять?

– Как вы друг другу помогали?

– Что было легко, что тяжело?

– Свойственна ли вам такая позиция в обыденном общении?

– Что было приятно, что неприятно?

– Что помогло (или помешало) договориться, решить проблему?

Предлагается высказать свои мнения наблюдателям.

В совместном обсуждении определяются «барьеры общения»:

– демонстрация разницы позиций;

– непонимание интересов собеседника;

– конфликтогенные черты характера;

– некоммуникабельность;

– отсутствие чувства юмора;

– неумение слушать;

– оценочные суждения.

В) Ведущий. Мы обсудили, что такое восприятие, как строится понимание между людьми, что мешает общению, какие барьеры могут возникать в процессе общения. Сейчас мы обозначим условия бесконфликтного общения.

Класс снова делится на две группы (по типу «луна/ солнце») так, чтобы учащиеся попали в новые группы.

Упражнение
«Условия бесконфликтного общения»

Задание: обсудить условия бесконфликтного общения. Создается общий список.

Например:

– управление эмоциями;

– умение конструктивно выражать негативные чувства;

– безоценочное обсуждение;

– умение располагать к себе и др.

Учащиеся. Знать ошибки восприятия, учитывать барьеры общения, развивать коммуникативные навыки.

4. Закрепление

Цель: закрепление изученного.

Работа по группам.

Упражнение «Договоритесь»

Задание: проигрывая вымышленную ситуацию, необходимо договориться, используя при этом все полученные знания по теме занятия.

Ситуация: общей группе предлагается на выбор поездка в Москву или в Санкт-Петербург. Обе группы должны договориться о том, куда они все вместе поедут. Принятое решение должно устроить всех.

Обсуждение:

– Какие стратегии вы выбирали?

– Какие встречались барьеры?

– Что получилось, не получилось?

5. Итоги

Цель: рефлексия занятия.

Рецепт счастья

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.

6. Прощание

Цель: закрепление хорошего настроения.

Школьники встают в круг, улыбаются друг другу и аплодируют.

В настоящее время перед образованием поставлены новые цели и задачи – формирование личности гражданина демократического правового общества. Все качества гражданина (активность, толерантность, способность к самоопределению и т.д.) связаны с функционированием определенных психологических механизмов личности как субъекта собственной жизнедеятельности и общественной жизни.

Переломные моменты в жизни подрастающего поколения (в данном случае кризис подросткового возраста и переход в стадию юношества) часто сопровождаются конфликтами и конфликтными ситуациями, что не всегда зависит от высокого уровня конфликтогенности ребенка. Поэтому ему просто необходимо быть социально компетентным, чтобы успешнее реализовать себя в дальнейшей жизни и деятельности.

Программа предназначена для учеников 5-7 классов.

Цель тренинга: предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Задачи курса:

1. Обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;

2. Ознакомить со способами решения конфликтных ситуаций;

3. Помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);

4. Сплочение классного коллектива.

Количество учеников в группе – 10-15 человек.

Тренинг рассчитан на 3 занятия по 1ч.30мин.

Методы и формы работы: имитационные игры, групповая дискуссия, практические упражнения, работа в парах и мини-группах, мини-лекции, презентации.

Ожидаемые эффекты от участия в тренинге:

Понимание того, что может послужить причиной конфликта;

Умение выбирать способ поведения в конфликтной ситуации;

Формирование навыков управления эмоциями в ситуации общения с собеседником;

Освоение техник конструктивного решения в межличностных конфликтах.

Программа тренинга «Мир без конфликтов».

Тема занятия

Конфликты в нашей жизни”

Знакомство с понятиями и усвоение сущности понятий “спор”, “конфликт”, “конфликтная ситуация”, “инцидент”, развитие умения нравственного самопознания, самоанализа.

Самотестирование “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.

Управление конфликтом.

Знакомство с правилами и стилями разрешения конфликта. Тест К. Томаса “Стили разрешения конфликтов”.

Самоконтроль в общении.

Рассмотрение способов конструктивного поведения в конфликте, методов управления конфликтом. Самотестирование “Уровень конфликтности личности”

Занятие № 1

Тема: “Конфликты в нашей жизни”

Вступительное слово: Дорогие ребята, все вы знаете, что общение сопровождает нас повсюду и всегда, и невозможно представить, как может человек обойтись без этого уникального дара. Необходимо заметить, только то, что общение не всегда бывает приятным: конфликты, ссоры – нередко портят нам настроение, а проблема возникновения их неумение и незнание правил эффективного общения. Тема данного тренинга «Мир без конфликтов», на занятиях вы узнаете все о конфликтах и способах их позитивного разрешения.

    Игра "Снежный ком".

Продолжительность упражнения - 10-15 минут.

Цель игры: позитивное приветствие и сплочение участников игры.

Ведущий: участники по кругу называют свои имена следующим образом: 1-ый участник называет своё имя и придумывает на первую букву своего имени слово, характеризующее его (например, Лена - ласковая); 2-ой участник говорит имя и характеристику первого и называет свои - имя и характеристику; 3-ий называет имена и характеристики 1-го и 2-го и называет свои и т.д.

2. Принятие правил тренинга:

Умейте слушать друг друга.

Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован ручной мячик, который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.

Говорите по существу

Иногда учащиеся отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: "Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?"

Проявляйте уважение

Открытость в высказываниях появится лишь тогда, когда ученики усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.

Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности)

Все участники должны собираться до установленного времени.

Конфиденциальность

То, что происходит на занятии, остается между участниками.

Правило "стоп"

Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав "стоп".

Каждый говорит за себя, от своего имени

Стоит говорить не "Все считают, что...", а "Я считаю, что..." и т.п.

3.Мини-лекция.

Введение теоретических понятий:

Ведущий: Перед вами следующие понятия: спор, конфликт, конфликтная ситуация, инцидент. Попробуйте самостоятельно дать определение этим словам, что они обозначают.

После того как участники тренинга высказали свое мнение, ведущий представляет теоретические определения на слайде.

СПОР - Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту.

КОНФЛИКТ - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом мнений, связанных с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.

ИНЦИДЕНТ - случай, происшествие (обычно неприятное), недоразумение, столкновение.

Ребятам предлагается соотнести результаты тестирования с самооценкой своего уровня конфликтности, подумать, какие причины чаще всего порождают конфликты между людьми.

ТЕСТ «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя

ЧАСТО - поставьте 3 балла;

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ - 2 балла;

РЕДКО - 1 балл.

ВОПРОС: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему...

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 - это тип поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой стиль.

Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6,11.

Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7,12.

Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8,13.

Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4,9,14.

Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5,10, 15.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами: «А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав. «Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны. «В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс. «Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей. «Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Ведущий: Сейчас, когда вы знаете ваши результаты, я предлагаю проанализировать самостоятельно результаты тестирования, соотнести их с самооценкой своего поведения.

Рефлексивная деятельность.

Ребята по кругу высказывают свое мнение, отвечая на вопросы, что нового ты узнал о конфликте? Чему ты научился?

Занятие 2.

Тема «Управление конфликтом».

1.Процедура "Приветствие на сегодняшний день".

Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Вступительное слово: Дорогие ребята, мы с вами продолжаемработу над саморазвитием, сегодня на занятии мы рассмотрим способы управления конфликтами, для чего на это необходимо знать? (выслушиваем мнение ребят).

2. Беседа.

Вопросы:

В чем сходство и различие понятий СПОР и КОНФЛИКТ?

Что такое КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ?

Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?

Что чаще всего для вас является причиной конфликта?

Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте?

Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения конфликта?

3.Мини-лекция.

Существуют правила поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты:

1. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда. Критикуйте, но не злорадствуйте. Во всем надо знать меру. Сказать правду тоже надо уметь! Будьте независимы, но не самонадеянны. Не превращайте настойчивость в назойливость.

2. Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.

3. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

4. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.

5. Проявляйте выдержку, овладейте умениями саморегуляции. Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты.

Специальные правила предупреждения конфликтов:

Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;

Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;

Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место»;

Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;

Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

Рефлексивная деятельност ь поможет подросткам вспомнить, когда выполнение этих правил им действительно помогло избежать конфликта.

4. Практическое упражнение: Печатная машинка

Цель упражнения: разминка, выработка навыков сплоченных действий. Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Если бы..., я стал бы...

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: "Если бы меня обсчитали в магазине...". Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: "... я стал бы требовать жалобную книгу".

Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.

5. Тест К. Томаса “Стили разрешения конфликтов”.

Каждому выдается бланк для теста, ребята выполняют его самостоятельно. В это время может звучать легкая, спокойная музыка.

Инструкция : В каждом из тридцати вопросов выберите один вариант (А или Б), который больше подходит к тому, как вы обычно поступаете или действуете (обведите в кружок, отметьте галочкой).

Вместо того чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

Я стараюсь найти компромиссное решение.

Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Я стараюсь добиться своего.

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Я предпринимаю шаги, чтобы добиться своего.

Я твердо стремлюсь достичь своего.

Я пытаюсь найти компромиссное решение.

Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят затронутые интересы и вопросы.

Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он так же идет мне навстречу.

Я предлагаю среднюю позицию.

Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

Я пытаюсь убедить другого в преимуществе моих позиций.

Обычно я стараюсь добиться своего.

Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

Я склоняюсь всегда к прямому обсуждению проблемы.

Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Я отстаиваю свои желания.

Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Если позиция другого кажется ему самому очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Я предлагаю среднюю позицию.

Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

Я зачастую избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

Я предлагаю среднюю позицию.

Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Я стараюсь не задеть чувств другого.

Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Задание : теперь прочтите подряд все высказывания, которые вы отметили, попытайтесь определить, используя материал занятия о стилях разрешения конфликтов, какой стиль разрешения конфликтов характерен для вас.

Задание : Сверьте свои выводы с ключом теста.

По каждому из стилей (колонке) подсчитывается количество совпадений вариантов ответа с прилагаемым ключом, при совпадении начисляется 1 балл.

№ вопроса

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление


Интерпретация :

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях: стилях соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

Суммы баллов, соответствующие каждому из пяти стилей, следует проранжировать. Доминирующий стиль – тот, по которому набрано наибольшее количество баллов, на втором месте стиль, используемый часто, и т.д. до последнего – наименее характерного.

6. Ролевая игра "Сглаживание конфликтов"

Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов. Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.

На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:

Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?

Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?

Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

7. Итог занятия – рефлексия.

Занятие 3.

Тема: «Самоконтроль в общении».

1. Упражнение – приветствие: Последняя встреча

Цель упражнения: совершенствование коммуникативной культуры, стимулирование активности участников.

2. Самотестирование «Уровень конфликтности личности»

Инструкция : Ребята! При ответе на вопрос выберите один вариант ответа,

под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.

1) Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?

а) нет

б) когда как

в) да

2) Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно и ненавидят?

а) да

б) ответить затрудняюсь

в) нет

3) Кто вы в большей степени?

а) пацифист

б) принципиальный

в) предприимчивый

4)Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

а) часто

б) периодически

в) редко

5)Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;

б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;

в) чаще советовался бы с людьми.

6)В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

а) пессимизм

б) плохое настроение

в) обида на самого себя

7)Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

а) да

б) скорее всего да

в) нет

8)Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

а) да

б) скорее всего да

в) нет

9)Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе

а) раздражительность

б) обидчивость

в) нетерпимость критики других

10)Кто вы в большей степени?

а) независимый

б) лидер

в) генератор идей

11)Каким человеком считают вас ваши друзья?

а) экстравагантным

б) оптимистом

в) настойчивым

12)С чем вам чаще всего приходится бороться?

а) с несправедливостью

б) с бюрократизмом

в) с эгоизмом

13)Что для вас наиболее характерно?

а) недооцениваю свои способности

б) оцениваю свои способности объективно

в) переоцениваю свои способности

14)Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми.

а) излишняя инициатива

б) излишняя критичность

в) излишняя прямолинейность

Обработка результатов тестирования . Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.

А

Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:

14 – 17 баллов -

Очень низкий

18 – 20 баллов -

21 –23 балла -

Ниже среднего

24 – 26 баллов -

Ближе к среднему

27 – 29 баллов -

30 – 32 баллов -

Ближе к среднему

33 – 35 баллов -

Выше среднего

36 – 38 баллов -

39 – 42 балла -

Очень высокий

2. Обсуждение результатов тестирования.

3. Упражнение на групповую сплоченность "Единство"

Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все "выбрасывают" пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга, выбрали одно и то же число. Участникам запрещается переговариваться. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.

Вводное слово: Сегодня на занятии мы рассмотрим способы конструктивного поведения в конфликте, методы управления конфликтами, но для начала я предлагаю вам пройти тест узнать уровень конфликтности вашей личности.

    Практическое упражнение «Учимся разрешать конфликты»

Задание: ребятам предлагается описать на отдельных листочках конфликты, которые произошли с ними. Подписывать листочки не следует. Эти ситуации будут рассмотрены коллективно, чтобы найти совместно оптимальное решение каждого проанализированного конфликта.

    Мини-лекция.

Способы и правила разрешения конфликта.

Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их отношений.

Способы разрешения конфликта (юмор, “психологическое поглаживание”, компромисс, анализ ситуации, “третейский” суд, ультиматум, подавление партнера и разрыв связи).

Правила разрешения конфликта.

а) анализ конфликтной ситуации;

б) разрешение конфликта.

Рефлексивная деятельность .

Практическое упражнение – диспут.

Стили разрешения конфликтов”

1. Вам предстоит сдавать экзамен, и вдруг учитель предлагает пяти ученикам защищать реферат, а не учить билеты. Четыре темы выбрали сразу же. Осталась только одна тема, и вы хотите ее взять. Как вы поступите, если ею заинтересовался ваш друг; просто одноклассник и т. п.?

Мини-лекция.

Конструктивное разрешение конфликтов является источником развития личности человека; оно способствует обогащению внутреннего мира человека и его социального опыта. Рекомендации для конструктивного разрешения конфликта: контроль эмоций.

Игра «Культурная беседа»

Ведущий: Два человека (из разных групп) садятся друг против друга. Письменно на бумаге в течение двух минут каждый должен изложить тему и цель разговора. Например, я хочу знать, какой фильм посмотрел мой собеседник в последний раз, и какое мнение у него сложилось об этом фильме.

(Ведущая просит построить свою беседу таким образом, чтобы можно было внимательно выслушать своего партнера, помочь ему раскрыть тему, а заодно и решить свои задачи, которые поставлены ими перед собой. Время диалога – 4 минуты.)

В заключении рефлексивная деятельность.

Упражнение «Карандаш»

Для ознакомления участников с правилами этой игры потребуются бумага и карандаш. Ведущий объясняет игрокам, что карандашом можно управлять на расстоянии, подавая ему одну из четырех возможных команд: "Вверх!", "Вниз!", "Вправо!" или "Влево!". По команде карандаш перемещается в указанном направлении, оставляя на бумаге черту. Следует другая команда, и карандаш, не отрываясь от бумаги, перемещается вновь. Таким образом на листе вырисовывается ломаная линия. Все "ходы" карандаша должны быть равны по длине.
На предварительном этапе игры участники подают по очереди свои команды, а карандашу выполнять свои обязанности "помогает" ведущий. Затем, убедившись в том, что все участники усвоили принцип игры, ведущий предлагает им чертить воображаемые фигуры на воображаемом листе, который каждый должен представлять перед собой. Черчение начинается с простейшей фигуры, образец которой ведущий предварительно демонстрирует игрокам, например с квадрата. Команды подаются по кругу.
Ведущий должен объяснить игрокам, что они не имеют права договариваться о том, в какой точке начинать и в каком направлении вести ломаную линию. Каждый должен внимательно следить за командами и, когда до него дойдет очередь, действовать сообразно обстановке. Если в ходе рисования участник не смог уследить за линией или ему показалось, что кто-либо из его товарищей допустил ошибку, он останавливает игру командой "Стоп!". По этой команде все, что уже нарисовано на воображаемых листах, автоматически стирается. Остановивший игру начинает ее сначала - делает первый ход. После того как фигура нарисована, ведущий предлагает следующую, более сложную.
Как правило, игра проходит очень оживленно. Наличие общей цели и ответственность каждого за ее достижение приводят к значительной мобилизации зрительного воображения.

Упражнение "Правда или ложь?"
(атмосфера открытости, групповая сплочённость)


Подготовка
Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш.
1. Предложите участникам написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна - нет.
2. Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что - нет. При этом все мнения должны обосновываться. Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.

Упражнение "Лабиринт" (чувство доверия)

Группа разбивается на пары. В каждой паре один из участников с помощью устных указаний-команд "заводит" своего партнера в воображаемый лабиринт, схему которого в виде ломаной линии с прямыми углами он держит перед собой, но не показывает своему "ведомому". Всего используется три команды.
Первая, обозначающая вход в лабиринт, - "Прямо!". Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды "Направо!" или "Налево!", после которых идущий по воображаемому лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сторону.
Пройдя лабиринт, "ведомый" должен развернуться на 180 градусов и мысленно выйти из него, вслух сообщая обо всех своих перемещениях (посредством тех же трех команд). В это время "заводящий" по своей схеме контролирует путь партнера. Если "ведомый" справился с заданием успешно, то ему предлагается лабиринт с большим количеством поворотов и так далее. Затем напарники меняются ролями.
В некоторых случаях с "Лабиринтом" лучше работать не парами, а всей группой. При этом часть сидящих в кругу участников (четные) будет заводить в лабиринт, а оставшаяся часть - выводить из лабиринта. Тогда каждому как из "заводящих", так и из "выводящих" достается лишь часть общего пути.
В ходе обсуждения результатов тренеру следует обратить особое внимание на то, каким образом каждый спортсмен в качестве "ведомого" справлялся со своим заданием. Участники, у которых преобладает зрительная ориентировка в пространстве, используют обычно воображаемого человечка, который, послушно выполняя команды, идет по лабиринту. Тем же, у кого преобладает двигательный тип, этого бывает недостаточно. Для того чтобы определить, где же это "налево", а где "направо", они вынуждены каждый раз представлять себя самого на месте "человечка", мысленно влезать внутрь лабиринта и проделывать там воображаемые повороты. Представляя себе различные движения, люди с двигательным типом ориентировки не столько видят эти движения, сколько чувствуют их своим телом, ощущают себя выполняющими их.

Упражнение "Пожелания"(создание групповой атмосферы)

Все участники сидят в кругу. Каждый по кругу высказывает пожелание сидящим игрокам. Можно одному из игроков, если есть желание. Ведущий тренинг высказывает своё пожелание в конце круга.

Упражнение "Я хочу тебе подарить" (развитие психологического климата)

Ведущий начинает упражнение, обращаясь к сидящему справа от него участника, с фразой "Я хочу тебе подарить…" и говорит то, что хочет он подарить этому человеку.

Упражнение "Зеркало" (развитие психологического климата)

Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача другого - в точности копировать все движения напарника, быть его "зеркальным отражением". В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп.
В ходе игры участники, работающие за "отражение", довольно быстро научаются чувствовать тело партнера, и схватывают логику его движений. От раза к разу следить за "оригиналом" и копировать его движения становится все легче, и все чаще возникают ситуации не только предвосхищения, но и опережения его движений. Освоив навыки двигательного подражания, участники могут попробовать свои силы и в более сложной игре: задача та же, но роли "отражения" и "оригинала", ведомого и лидера, не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон.
Это упражнение - очень хорошее средство развития психологического контакта. Наблюдая за ходом его выполнения, тренер может выявить "естественного" лидера в каждой паре. Трудности в достижении двигательного согласия нередко бывают связаны с наличием напряженных отношений между партнерами.

Упражнение "Правда или вымысел" (умение выслушать и понять)

Игра усиливает групповую сплоченность и создает атмосферу открытости.
Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш. Предложите участникам написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна - нет.
Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что - нет. При этом все мнения должны обосновываться.
Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадок: и разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.

Упражнение "Резервуар" (понимание собеседника)

Цель игры - совершенствование нерефлексивного слушания.
В беседе с учителем, родителями, старшей сестрой или братом, другом или подругой, любым человеком, находящимся в состоянии возбуждения или обиды на вас, сыграйте роль "пустой формы", "резервуара", в которые ваш собеседник "вливает", "закладывает" свои слова, мысли, чувства, эмоции. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния "резервуара": вы форма, вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки, - вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!
Это трудно. Но проиграйте это 2-3 раза, и у вас будет легко получаться. Затем, когда вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние "резервуара", вступайте в разговор с самым конфликтным человеком и постарайтесь беспристрастно и нетенденциозно отнестись к своему собеседнику. Используйте умения, приобретённые вами в предыдущем упражнении.

Цели и основные задачи:

v Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать пробле­мы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

v Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.

v Показать детям, что значит взаимное признание и уважение.

v Развивать коммуникативные навыки и умение без наси­лия разрешать конфликты.

v Вызывать заинтересованность в общей цели.

v Развивать готовность внести свою лепту в общее дело.

v Развивать готовность идти друг другу навстречу.

v Учить проявлять терпение к недостаткам других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЛОК ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР НА СПЛОЧЕННОСТЬ, СОТРУДНИЧЕСТВО

Цели и основные задачи:

  • Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать пробле­мы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.
  • Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.
  • Показать детям, что значит взаимное признание и уважение.
  • Развивать коммуникативные навыки и умение без наси­лия разрешать конфликты.
  • Вызывать заинтересованность в общей цели.
  • Развивать готовность внести свою лепту в общее дело.
  • Развивать готовность идти друг другу навстречу.
  • Учить проявлять терпение к недостаткам других.
  • Учить умению считаться с интересами других.

Игра «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Игра «Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.

Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: сплочение группы.

Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего - «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

Игра «Жучок»

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры . Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящей должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей:

лидер; товарищ лидера («прихвостень»); неприсоединившийся оппозиционер; покорный конформист («баран»); «козел отпущения».

Игра «Объятия»

Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева». Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.

Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.

Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие.

После игры, задаются вопросы:

Понравилась ли тебе игра?

Почему хорошо обнимать других детей?

Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?

Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?

Игра «Аплодисменты по кругу»

Цель: формирование групповой сплоченности.

Ход игры . Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля - стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

БЛОК ИГР НА ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБАМ ОБЩЕНИЯ

Игра «Попроси игрушку»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ход игры. Группа детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок)) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой (№ 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику № 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.

Игра «Хороший друг»

Цель: развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения.

Ход игры . Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры на каждого ребенка.

Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла?» Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать на бумаге.

Дальнейшее обсуждение:

Как человек находит друга?

Почему так важны в жизни хорошие друзья?

Есть ли у тебя друг в группе?

Игра «Ты мне нравишься»

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Ход игры. Для проведения игры понадобится клубок цвет­ной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.

Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что... (с тобой очень весело играть в разные игры)».

Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Дальнейшее обсуждение:

Легко ли говорить приятные вещи другим детям?

Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?

Дружные ли дети в группе?

Почему каждый ребенок достоин любви?

Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

БЛОК ИГР, ОТРАЖАЮЩИХ ПРИТЯЗАНИЕ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ

Основные задачи:

  • привить ребенку новые формы поведения;
  • научить самому принимать верные решения и брать ответственность на себя;
  • дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком;
  • коррекция аффективного поведения;
  • приобретение навыков саморасслабления.

Этюды: «Клоун смеется и дразнит слона», «Молчок» (тре­нинги желательного поведения), «Вот он какой» (пантомимика), «Тень», «Робкий ребенок», «Капитан» и «Правильное ре­шение» (смелость, уверенность в себе), «Два маленьких ревнивца», «Так будет справедливо», «У оленя дом большой», «Кукушонок», «Винт», «Солнышко и тучка», «Буши попала вода», «Игра с песком» (расслабление мышц). Игры: «День рождения», «Ассоциации», «Необитаемый остров», «Страшные сказки», «Фанты» (Овчарова Р. В., 2003).

Игра «Король»

Цель: формировать у детей адекватную самооценку, привить новые формы поведения.

Ход игры. Воспитатель. Ребята, кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это может принести? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

После выяснения мнения детей воспитатель предлагает им поиграть в игру, в которой каждый может побывать королем в течение минут пяти. При помощи считалки выбирается первый участник в роли короля, остальные дети становятся его слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может приказать, например, чтобы слуги ему кланялись, подавали питье, были у него на «посылках» и т. п. Когда приказы короля выполнены, по считалке выбирается другой исполнитель роли, за время игры в роли короля могут побывать 2-3 ребенка. Когда время правления последнего короля закончится, воспитатель проводит беседу, в которой обсуждает с детьми полученный ими опыт в игре.

Дальнейшее обсуждение:

Как ты чувствовал себя, когда был королем?

Что тебе больше всего понравилось в этой роли?

Легко ли было тебе отдавать приказы другим детям?

Что ты чувствовал, когда был слугой?

Легко ли тебе было выполнять желания короля?

Когда королем был Вова (Егор), он был для тебя добрым или злым королем?

Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

БЛОК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СНЯТИЕ КОНФЛИКТНОСТИ

Основные задачи:

  • Переориентация поведения с помощью ролевых игр.
  • Формирование адекватных норм поведения.
  • Снятие напряжения у детей.
  • Нравственное воспитание.
  • Регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара ребенка.
  • Обучение приемлемым способам выражения гнева.
  • Отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях.
  • Обучение приемам релаксации.

Этюды: «Карлсон», «Очень худой ребенок». Игры: «Кто пришел», «Кляксы», «Угадай, что спрятано?», «Что изменилось?», «Отгадай, кто мы?», «Кораблик», «Три характера», «Магазин зеркал», «Разъяренная обезьянка», «Кто за кем», «Хитрец» (ОвчароваР. В., 2003).

В названных этюдах и играх воспитатель может моделировать конфликтную ситуацию, а затем провести разбор конфликта вместе с детьми.

Если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости любимых известных детям литературных героев, например Незнайку и Пончика. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить героев и ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Незнайки, другая - от имени Пончика. Можно дать возможность детям самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какая бы конкретная форма проведения ролевой игры ни была выбрана, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.

Во время подобных обсуждений можно разыграть и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др. Целеустремленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относится к чувствам других и научиться самому адекватно относится к происходящему.

Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросить их разыграть определенные ситуации, например, «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако, прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» - и др.

Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе.

Игра «Ссора»

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Ход игры . Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.

Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Поссорились

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала -

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

(А. Кузнецова)

Вопросы для обсуждения:

Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);

А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

А что чувствуют те, кто ссорится?

А можно обойтись без ссор?

Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения - автор так закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь, дам ей мячик, дам трамвай и скажу: «Играть давай!»

(А. Кузнецова)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.

Игра «Примирение»

Цель: учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.

Ход игры. Воспитатель. В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.

Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую принес в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости.) Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать. (Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д.) Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь свое - машинку, набор карандашей и т. п. (Дети разыгрывают сцену по-другому.) А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.

Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:

Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствовали при этом?

Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?

Как вы думаете, прощение - это признак силы или признак слабости?

Почему так важно прощать других?

Этюд с содержанием проблемной ситуации

Цель: проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.

Ход игры. Воспитатель. Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я прошу Наташу и Катю разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. «Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала».

Вопросы для обсуждения:

Почему Катя заплакала? (Ей стало обидно.)

Правильно ли поступила Наташа?

Как бы вы поступили на ее месте?

Давайте поможем девочкам помириться.

В конце беседы воспитатель делает обобщение:

Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай я тебе помогу», «Давай играть вместе».

Чаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!

Игра «Сладкая проблема»

Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Ход игры . В этой игре каждому ребенку понадобится по одному печенью, а каждой паре детей - по одной салфетке.

Воспитатель. Дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять. Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется печенье.

Воспитатель. А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения:

Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

В этой игре с каждым обошлись справедливо?

Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

Как вы при этом себя чувствовали?

Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?

Игра «Коврик мира»

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Ход игры . Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90 х 150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель. Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее - красивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиграть, но она - одна, а их - двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превратить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».

Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Вопросы для обсуждения:

Почему так важен для нас «коврик мира»?

Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

Почему недопустимо применение в споре насилия?

Что вы понимаете под справедливостью?

Стихи- мирилки

Цель: повысить мотивацию к мирному разрешению конфликтов в группе, создать ритуал завершения конфликта.

1. Мирись- мирись, больше не дерись.

Если будешь драться-

Я буду кусаться!

А кусаться не причем,

Буду драться кирпичом!

Нам кирпич не нужен,

Давай с тобой подружим!

2. Ручку за ручку

Мы крепко возьмем,

Раньше мы дрались,

А теперь ни почем!

3. Ссориться не будем.

Будем мы дружить,

Клятву не забудем,

Пока будем жить!

4. Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

Ты мой друг!

И я твой друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде будем!

5. Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,

И я больше не дерусь.

Ну а если подерусь,-

В грязной луже окажусь!

6. Давай с тобой мириться

И во всем делиться.

А кто не будет мириться-

С тем не будем водиться!

7. Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей,

И мириться нам скорей!

8. Мир, мир навсегда,

Больше ссориться нельзя,

А то бабушка придет,

И по попе надает!

9. Чем ругаться и дразниться

Лучше нам с тобой мириться!

Будем вместе улыбаться,

Песни петь и танцевать,

Летом в озере купаться,

И клубнику собирать,

На коньках зимой кататься,

Баб лепить, в снежки играть,

На двоих делить конфеты,

Все проблемы и секреты.

Очень скучно в ссоре жить,

Потому – давай дружить!

Использованная литература:

1. Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: Юнити, 2000.

2. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2009.

3. Клинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПБ.: Речь, 2001.

4. Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль: Академия развития, 1996.

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: - М.: Генезис, 2003.


Пособия для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в допустимой форме (игрушки и пособия уголка направлены на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции). Груша (подушки) для битья и боксерские перчатки, поролоновые подушки, мишени, коврик злости. Стаканчик, кувшин или горшок для крика, панно для метания мяча, «Коврик злости», коробочка гнева «Спрячь все плохое», коробочка «Попробуй, порви» (набор бумаги для разрывания). Груша, подушки для битья, поролоновые подушки. Когда ребенок дерется, мы должны объяснять ему, что бить детей – это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно. «Подушки с упрямками» - подушки с темной наволочкой, используются, когда ребенок упрямится, проявляет физическую агрессию, негативизм (в этом случае педагог просит помочь ему справиться с «упрямой подушкой» - таким образом, снимается напряжение, ребенок приемлемым способом выражает свои негативные эмоции, тем самым избавляясь от них). Пример игры «Упрямая подушка». Педагог вводит ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Но подушка эта не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давай прогоним упрямки?» Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а педагог приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (снимается стереотип и эмоциональный зажим). Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально - от нескольких секунд до 2–3 мин). Педагог предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли? Что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что «упрямки шепчутся», другие ничего не слышат. Мишени, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии. Набор бумаги для разрывания. Коробочка «Спрячь все плохое». В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»). «Коврик злости». Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться. Можно сказать детям, что когда они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет. «Стаканчик для гнева» (стаканчик, кувшин или горшок для крика). Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик (кувшин, горшок) и ему будет легче; Представляет собой красиво оформленный темный стакан. Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается или завязывается и прячется. Если отведено много места для уголка – можно разместить дартс с магнитными дротиками. Коробочка «Спрячь все плохое» - ребёнок выговаривает в коробочку все свои обиды, может нарисовать свой гнев или обиду и также положить туда, коробочку берут с собой на улицу и там «выбрасывают» всё её содержимое. Мешочек эмоций «Спрячь все плохое». В него дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»).

Пособия для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции.

Аудио, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации, цветные клубочки, игры с песком, водой, крупами, пуговицами, игрушки-самоделки для заплетания, перекручивания, завязывания, стул для размышлений, волшебный пластилинчик, «Тактильные мешочки», «Мешочки настроений», «Коробочки добрых дел», шарики – «болики, камушки для перекладывания из одной коробочки (емкости, в другую; дидактическая игра «Собери бусы», массажные мячи – «ежики»(массажеры).

«Стул для размышлений» служит для того, чтобы сидя на нем не более 5 минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того как поиграет и т. д. Самое главное: стул не должен быть наказанием для детей.

Волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться.

Шарики – «болики» помогут детям упражняться в регулировании дыхания. Держа шарики в ладошках, мы дышим на них, согреваем их своим теплым дыханием;

Камушки для перекладывания из одной коробочки (емкости, в другую.

Цветные клубочки пряжи разного размера. Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Расшалившемуся ребенку предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубочка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинают сматывать его, так сразу же и успокаиваются.

Снятию напряжения способствуют фонограммы со звуками живой природы.

Хорошо использовать емкости с фасолью, горохом, гречневой крупой, разноцветными пробками.

Очень хорошо успокаивает шнуровка, ленточки, игрушки-самоделки для заплетания, перекручивания, завязывания

Дидактическая игра «Собери бусы» поможет ребенку расслабиться, как и цветные клубочки пряжи.

Массажные мячи – «ежики». Необходимо обучать детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться.

Мешочки настроений (или коробочки). Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный мешочек», а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа – растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

Тактильные, сенсорные коврики.

Игры для развития мелкой моторики (нанизывание, перебирание по форме, по цвету).

Эмоционально-развивающие игры, направленные на обучение детей бесконфликтному общению.

Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др.

Игры и пособия, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие: «Азбука настроения», «Коврик дружбы», дидактические игры: «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Мои чувства», «Чувства и эмоции», «Угадай эмоцию», «Эмоции в сказках», «Найди друзей», «Как поступают друзья», шкатулка с маленькими человечками,«Подушка примирения», «Коробочка примирения», «Доска, календарь, дерево настроений», «Зеркало эмоций», «Театр эмоций», оборудование для совместных игр и игр драматизаций».

«Коврик мира, дружбы».Само наличие коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слёз, заменив их, обсуждением проблемы друг с другом. При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот "коврик" (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт с помощью «Коробочки Мирилки» и книжки – раскладушки со стишками – мирилками.

«Коробка примирения»- коробка с отверстиями с двух сторон, дети вставляют руки и пожимают их друг другу. «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже.

«Островок примирения» - при возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот «островок» (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт по «мирилке».

Игры «Эмоциональный цветок» и «Кубик настроения» учат детей распознавать свое эмоциональное состояние и отражать его в мимике и жестах.

Стенд «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку.

Парные наклейки помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.

«Доска настроения». Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению.

«Зеркало настроения» - зеркало, к которому прилагается альбом со схематическим изображением лиц, выражающих разное настроение, ребёнок, глядя в зеркало пытается отобразить на своём лице ту либо иную эмоцию. Кроме того, если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться - настроение обязательно улучшится.

Дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: «Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках».

Фотоколлажи «Калейдоскоп эмоций» с использованием фотографий, где дети или члены семьи проявляют свои эмоции в различных ситуациях, с использованием художественного оформления (стихов, вырезок из газет и т. д.)

«Маски настроения»- маски, изображающие разное настроение.

Кубик настроения»- на гранях куба нарисованы различные эмоции, ребёнок, рассматривая его, выбирает ту грань, где изображено то, что он чувствует, а потом выбирает ту, которую он бы хотел почувствовать

«Книга доброты» - альбом с размещёнными только добрыми сказочными, мультипликационными героями, сюжетные картинки, где изображены сцены хороших поступков.

Похожие публикации