Кубики коса методика стимульный материал. Кубики Кооса: и тестовый материал, и развивающая игрушка

Кубики Кооса — уникальная вещь для развития ребенка. С их помощью можно складывать узоры разной сложности для детей от 1-7 лет! Игры с этими кубиками тренируют настойчивость, пространственное мышление, воображение, чувство симметрии и умение добиваться результата.

pigeontreecrafting.com

В чем же суть этой оригинальной игры-головоломки, и почему она стала так популярна среди мам и детей по всему миру? Давайте разбираться!


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Американский психолог и автор тестов интеллектуального развития Сэмюель Кос еще в 1920-х годах придумал уникальную методику, которая активно используется и в наши дни. А кубики с разноцветными сторонами считаются лучшей системой диагностики интеллекта у детей.

Особенность кубиков Кооса

Кубики Кооса (также называют «кубики Коса») представляют собой набор из цветных фигур. Большинство из них окрашены в 2 цвета, некоторые — монохромные.

В наборе вы можете найти кубики со сторонами таких цветов:

  • красная
  • белая
  • бело-красная
  • желтая
  • синяя
  • сине-желтая

Так выглядят оригинальные кубики, которые придумал Кос. К ним также идут специальные карточки или книжечка-инструкция с заданиями разной степени сложности и расшифровка результатов.

Кубики Коса — классика, которая сегодня успешно вытесняется развивающей методикой Никитина. Которая основана на базе методики американского психолога Коса, но имеет расширенный спектр заданий, и кубиков в ней больше. Тем не менее она ничем не уступает оригиналу и называется «Сложи узор» (фото ниже).

Как играть с кубиками

С помощью кубиков можно тестировать интеллект ребенка, а можно просто развивать его мышление и воображение, превращая задание в игру!

Для теста малышу выдается карточка с заданием и он на время должен собрать из верхней части кубиков рисунок, который должен совпадать с изображением на карточке. Как правило, для теста используют 4-5 заданий с возрастающей сложностью:

  • сначала ребенок создает узор только из одноцветных сторон кубиков;
  • во второе задание добавляют несколько кубиков с двухцветными сторонами;
  • затем убирают монохромные кубики, оставляя только цветные;
  • с каждым новым заданием следует добавлять фигуру или выбирать сложный узор.

Обычно тестирование длиться 20-25 минут или до того момента, когда ребенок неудачно выполняет несколько заданий подряд. Как правило, таким образом тестируют деток в возрасте 4-5 лет, но данную методику можно использовать и для взрослых.

pigeontreecrafting.com

Дети воспринимают тест как забавную головоломку, тренируя упорство. Психологи же могут оценить способность ребенка к элементарному анализу, сравнению, синтезу, стратегии. Чтобы удачно выполнить задание, ребенок задействует моторику, зрительную координацию, пространственное мышление, логику.

Применение кубиков Кооса

Изначально кубики Кооса, как и Кубики Никитина использовались педагогами и психиатрами для диагностики уровня развития детей. С их помощью оценивали степень развития интеллекта у детей, которые имели проблемы с речью или восстанавливались после травм.

Но со временем из кабинетов врачей кубики перешли в сады и школы, а потом и в дома, где есть дети.

Сегодня кубики Никитина есть почти в каждом доме, занятия с ними тренирует усидчивость, силу воли, умение доводить дело до конца, логику и концентрацию внимания.

Кубики Никитина и Кооса своими руками

Кубики Кооса или Кубики Никитина «Сложи узор» можно приобрести в любом большом магазине детских игрушек или заказать через Интернет, но также можно сделать их в домашних условиях.

Кубики Никитина своими руками можно склеить из бумаги, вырезав шаблон по специальной схеме, и раскрасить готовые бумажные кубики цветной гуашью.

Некоторые мамы-рукодельницы покупают деревянные кубики без узора и красят их краской по дереву или наклеивают сверху покрытие из цветной бумаги, самоклейки.

Попробуйте и вы эту полезную методику для раннего развития ребенка! Удачных вам экспериментов!

Кубики Коса (КК) – невербальный тест интеллекта. Предложен К. Косом в 1920 г.

Испытуемому предлагают составить фигуры из цветных кубиков по рисункам-образцам. Тестовый материал состоит из шестнадцати кубиков с ребром 2,5 см, стороны которых окрашены в красный, белый, желтый и синий цвета.

Оставшиеся две противоположные грани разделены по диагонали, причем одна окрашена в белый и красный цвета, а вторая – в синий и желтый (см. шкалы измерения интеллекта Векслера). В набор включены восемнадцать образцов фигур, первый из которых является тренировочным и выполняется совместно с испытуемым. Цвета рисунков-образцов соответствуют цветам кубиков, но размеры образцов вдвое меньше. Образцы размещены посередине картонной карточки, имеющей размер 10 ґ 7,5 см.

Задания следуют в порядке возрастающей трудности, что обеспечивается последовательной комбинацией следующих условий:

1. фигуру можно построить только из одноцветных сторон кубиков;

2. для построения фигуры следует использовать несколько двухцветных граней;

3. фигуру можно сложить только из двухцветных сторон или из сочетания двухцветных и одноцветных, причем на образце не обозначена граница между соседними кубиками;

4. образец повернут на 45°, т. е. стоит на ребре;

5. для составления фигур требуется использовать все большее количество кубиков;

6. образцы постепенно становятся все менее симметричными;

7. увеличивается количество цветов на образце;

8. образец не ограничивается рамкой, так что на краях сливается с фоном. Образцы-рисунки испытуемому предъявляются последовательно, тестирование прекращается после пяти последовавших друг за другом неудачных решений. Успешность оценивается с нескольких позиций. Самым важным показателем является время решения отдельных заданий. В протоколе фиксируется и количество попыток при выполнении. Первичные оценки по результатам выполнения заданий переводятся в показатель умственного возраста. В более поздних модификациях оценки переводятся в стандартные IQ-показатели. Данные дополняются качественным анализом поведения испытуемого.

КК принадлежат к часто применяемым тестам и широко используются как в оригинальной, так и в сокращенных модификациях.

Ценность теста определяется особенностями деятельности испытуемого, которая моделируется его заданиями. Испытуемый начинает выполнение задания с анализа образца путем сопоставления фрагментов образца с гранями кубиков. Затем осуществляется генерализация выделяемого признака. Вслед за этим осуществляется переход к синтезу – констатация соответствия между образцом и собранной из кубиков фигурой. По мнению К. Коса, в ходе решения заданий задействуются все мыслительные процессы.

Имеются сведения о конструктной валидности кубиков Коса. Получена значимая корреляция со шкалой умственного развития Бине – Симона (r = 0,82 – у нормальных детей и r = 0,67 – у слабоумных детей). Изучались связи показателей КК с основными тестами интеллекта, в частности шкалой умственного развития Стэнфорд – Бине (r = 0,77), прогрессивными матрицами Равена (r = 0,81). Обращается внимание на независимость друг от друга показателей КК и тестов арифметических способностей.

Наиболее широкое применение кубики Коса находят в клинической психодиагностике (В. М. Блейхер, И. В. Крук, 1986). По данным Л. Кошча (1976) тест весьма полезен при работе с такими разнообразными контингентами испытуемых, как творческие личности с высоким уровнем способностей и, с другой стороны, умственно отсталые лица; дети с минимальной мозговой дисфункцией, нарушением концентрации внимания, нарушением пространственной ориентировки; дети, страдающие неврозами; дети с задержкой психического развития, педагогически запущенные; больные юношеского и зрелого возраста, страдающие шизофренией. Тест может использоваться и при анализе интеллектуального потенциала здоровых лиц.

В отечественной психодиагностике кубики Коса используются чаще всего в том виде, как они представлены в соответствующем отдельно взятом субтесте шкалы измерения интеллекта Векслера.

Американский психолог Сэмюэль Кос разработал свои тесты для определения уровня интеллектуального развития детей еще в 20-х годах прошлого столетия. Одно из таких исследований ученый проводил при помощи девяти красно-белых кубиков, которые впоследствии назвали кубиками Коса (или Кооса). До сих пор этой методикой пользуются психологи и педагоги всего мира.

Для чего они нужны

Вначале кубики Кооса психологи, педагоги и психиатры использовали исключительно для определения уровня развития детей. С их помощью они оценивали интеллект малышей, у которых были проблемы с речью или наблюдалась задержка психического развития. Делают это и сейчас. Для тестирования используют 4-5 заданий, с помощью которых психологи оценивают способность ребенка к элементарному анализу, сравнению, синтезу, стратегии.

Сегодня кубики Кооса используют уже не только для диагностики, но и в качестве развивающего материала для занятий с детьми. С их помощью педагоги и родители учат малышей складывать узоры разной степени сложности. Игры с такими кубиками тренируют в маленьких исследователях пространственное мышление, логику, развивают концентрацию внимания, чувство симметрии, воображение; воспитывают настойчивость, силу воли.

Кубики Кооса. Описание методики

Суть методики Кооса такова: глядя на предложенную психологом или педагогом карточку, ребенок должен сложить из верхних граней кубиков изображенный на ней узор или фигуру так, чтобы он полностью копировал предложенный рисунок. К набору «Кубики Кооса» стимульный материал представлен в виде карточек с изображенными на них фигурами разной степени сложности.

Задания детям выдают в определенной последовательности: от простых к более сложным. Учитывается при проведении теста и время, которое ребенок затратил на построение требуемой фигуры. Обычно тестирование длится не более 25 минут. Его нужно закончить раньше этого времени, если ребенок не может справиться с несколькими заданиями подряд.

Перед началом работы по методике «Кубики Кооса» следует вместе с малышом внимательно рассмотреть и сами кубики, и карточки, обратить внимание ребенка на то, как они окрашены.

Непосредственно перед началом составления узора можно попросить маленького человечка объяснить, как он планирует сложить нужный узор или фигуру.

Желательно организовать работу малыша так, чтобы по ее ходу он объяснял, что именно делает.

Если у ребенка что-то не получается, нужно ему подсказать или даже немного помочь.

Упражнения можно повторять несколько раз.

Если малыш еще до начала складывания картинки точно выберет необходимые для ее построения элементы - это уже замечательный результат.

Осовремененные кубики

Методика «Кубики Кооса» легла в основу развивающей методики психологов Никитиных. Борис Павлович и его жена Елена Алексеевна, создавая свою систему раннего развития, с успехом использовали кубики, придуманные американским коллегой. Суть работы с ними оставалась прежней, а сами кубики несколько видоизменились. Из бело-красных они стали разноцветными. Грани кубиков Никитиных окрашены, кроме красного и белого, еще и в бело-красный, синий, желтый и сине-желтый цвета. То есть некоторые стороны кубика одноцветные, некоторые - двухцветные. Да и количество самих кубиков в наборе увеличилось до 16.

Кроме того, супруги Никитины придумали узоры, которые из этих кубиков можно сложить, разделив их по уровням сложности.

Уровни сложности задач

Вариантов узоров довольно много, уровней сложности заданий в пособии Никитиных - 5. Самые легкие (серия А) детям собрать совсем нетрудно, а вот над наиболее сложными (серия Д) придется поломать головы даже многим взрослым!

В серии А понадобятся всего 4 кубика, причем чаще всего используются одноцветные. Совсем маленькие дети без труда собирают однотонные квадратик или дорожку. Позже в этой же серии появляются задания с использованием кубиков двух цветов.

Серия Б несколько сложнее, в ней используются уже 9 кубиков. За редким исключением в ней собраны несложные симметричные узоры, которые собирать значительно легче, чем асимметричные.

В серии В используются уже все 16 кубиков. Сложить из них можно не только узоры, но и картинки предметов, например, автомобиля.

В серии Г предусмотрены рисунки, на которых изображены буквы или цифры.

В самой сложной серии Д только некоторые рисунки ограничены квадратом. Чтобы справиться с заданиями, потребуется нешуточная смекалка.

Когда ребенок (да и взрослый!) хорошо справляется с составлением картинок по образцу, можно предложить ему придумать и составить из кубиков узоры, которых нет в брошюрах.

Кубики Кооса своими руками

Приобрести кубики Никитиных или Кооса несложно: их продают в магазинах игрушек, можно заказать набор и через Интернет.

Но намного интереснее сделать их вместе с детьми самостоятельно. Тем более, что это совсем не трудно.

Можно склеить их из бумаги, предварительно скопировав шаблон развертки куба. Готовые кубики аккуратно раскрасить гуашевыми красками.

Если, распечатав и вырезав развертки, наклеить их на готовые деревянные кубики, такое пособие получится значительно более крепким, чем бумажное.

Можно раскрасить экологической краской в соответствии со схемой и готовые деревянные кубики. А наиболее умелые папы могут выпилить их самостоятельно.

Психологическое пособие, придуманное почти сто лет назад, и сейчас не потеряло своей актуальности. Более того, кубики Кооса могут разнообразить досуг не только малышей, но и взрослых!

Очень часто в детских садах и школах детей тестируют с помощью кубиков Коса. Что это такое, как проходят тесты и как с помощью кубиков можно развивать интеллект ребёнка, читайте в нашем материале.

В начале 20-х годов прошлого века американский детский психолог и автор тестов на интеллектуальное развитие Сэмюэль Калмин Кос создал уникальную методику. Он разработал специальные кубики с разноцветными гранями, с помощью которых анализировал уровень интеллекта детей 4-5-летнего возраста. На сегодняшний день его методика очень популярна, а кубики получили название по имени своего создателя.

Что это такое?

В наборе представлено 16 кубиков с разноцветными гранями: белой, синей, красной, жёлтой, красно-белой и сине-жёлтой.

К кубикам прилагаются карточки с рисунками-чертежами, по которым ребёнок должен собрать определённую картинку: всего 17 карточек разных уровней сложности. А ещё — подробная инструкция: как этим всем пользоваться и как трактовать результаты.

Кстати, именно кубики Коса легли в основу методики Никитиных, и теперь в продаже можно увидеть знаменитые кубики, но с карточками от Никитиных «Собери узор», в создании которых нужно использовать не 16, а всего 9 кубиков.

Как проводятся тесты?

Тестировать можно детей с 4-5 лет. Ребёнку дают кубики и карточки. Задача - собрать из фигурок определённый рисунок. При тестировании педагог должен соблюдать главный принцип: задания-карточки располагаются по возрастанию - от простого к сложному.

Сначала малыш собирает картинки из одноцветных граней. Затем задача усложняется, и нужно использовать грани двух цветов. С каждой новой карточкой количество фигурок увеличивается.

Если картинки собираются без ошибок и без подсказок, то тестирование длится 15-20 минут. Если ошибки допускаются, то до пятой неправильно собранной картинки.

С помощью кубиков специалист может оценить, насколько успешно ребёнок может сравнивать объекты на рисунке и в пространстве, складывать из мелких деталей целый предмет и видеть в целом составные части.

С кубиками Коса работают не только детские психологи, но и психиатры, и специалисты, занимающиеся с детьми с повреждениями мозга в результате травмы, болезни и других факторов.

Развиваем, играя

Это изобретение подходит не только для тестирования на уровень интеллекта, но и для развития способностей ребёнка.

Методика помогает формировать мышление - действенное и пространственное, учит делить на составные части целое и, наоборот, из целого выделить составное. И, наконец, с помощью таких заданий ребёнок станет более внимательным. А самое простое, чему научат красочные кубики - это различать цвета, лево и право, верх и низ.


Как заниматься?

Положите перед ребёнком картинку и предложите выбрать кубики тех цветов, которые нужны для её составления.

Во время выполнения задания соблюдайте принцип невмешательства. Пока ребёнок сам не попросит помощи, не подсказывайте ему. Если попросит совета, не давайте конкретных ответов, а помогите найти их самостоятельно: «С какого кубика ты думаешь начать? С красного? Отлично!»

Если у ребёнка пока не развито пространственное мышление, и ему сложно понять, где заканчивается один кубик и начинается другой, разлинуйте простым карандашом. Так будет легче понять суть задания. Потом, когда малыш освоится, линии можно стереть ластиком. Не заставляйте и не ругайте ребёнка за ошибки - пусть это будет забавной игрой, а не строгой муштрой.

Кубики Кооса – это специальная методика, которая была разработана в 1920 году американским психологом и педагогом С. Коосом с целью выявления умственных способностей детей старше 5 лет и взрослых. Эта игра в большинстве случаев используется в качестве невербального теста интеллекта, результаты которого впоследствии могут быть переведены в систему оценки IQ.

Кроме того, кубики Кооса успешно применяются не только для диагностики, но и для развития умственных способностей у малышей. Некоторые взрослые также с удовольствием проводят время за такой своеобразной «зарядкой для ума».

В данной статье мы расскажем вам, что представляют собой кубики Кооса – основной стимульный материал этой методики, и как правильно играть в них с детьми.

Описание методики «Кубики Кооса»

Оригинальная версия этой методики включает в себя 16 небольших, одинаковых по размеру, кубиков. Все грани кубиков окрашены в определенные цвета, причем некоторые из них являются одноцветными, а другие – двухцветными.

Кроме того, в наборе для тестирования имеется 17 карточек с заданиями, упорядоченными по уровню сложности. В процессе проведения невербального теста интеллекта, испытуемому демонстрируют эти картинки по одной, после чего он должен сложить кубики таким образом, чтобы рисунок, образуемый их верхними гранями, в точности соответствовал изображению.

Сегодня некоторые производители предлагают подобные наборы из 9 кубиков. Такого количества, по большому счету, достаточно для работы с детьми дошкольного возраста, однако, для ребят постарше и взрослых требуется полная оригинальная версия методики. Заданий же, напротив, может быть намного больше. В любом случае, все упражнения должны быть упорядочены в порядке возрастающей сложности, что достигается последовательным выполнением следующих условий:

На основе методики Кооса российскими педагогами были разработаны другие развивающие игры для малышей, например, «Сложи узор». Все эти занятия развивают пальцев и интеллект, способствуют формированию внимательности, усидчивости и сосредоточенности на одном виде деятельности.

Похожие публикации