Какое имя у джокера. Кто играл Джокера в "Бэтмене"? Имя и фамилия актера

», хотим напомнить вам историю одного из главных злодеев мирового кинематографа.

Джокер — безумный психопат, маньяк, суперзлодей и главный противник Бэтмена. Впервые был представлен в комиксе Batman № 1, выпущенном весной 1940 года.

История

Джокеру больше семидесяти лет, но его прошлое до сих пор неизвестно. Возможно, даже он сам уже не помнит, кем он был до той ночи, когда он надел Красный Колпак, склероз в этом возрасте — распространенное явление. По признанной канонической версии, человек, ставший Джокером (возможно, он был неудачливым комедиантом, а, возможно, гангстером), упал в кислоту, испугавшись Бэтмена, когда в костюме Красного колпака участвовал в ограблении фабрики игральных карт. В результате он сошёл с ума, получил белую кожу, чёрные тени вокруг глаз и зелёные волосы, а на лице у него навсегда застыла улыбка.

Кадр: Warner Bros.

Некоторое время спустя в Готэме был обнаружен склад, полный улыбающихся трупов, а на экранах телевизоров возник странный персонаж в фиолетовом костюме, анонсирующий кого и когда он собирается убить. Бэтмену и комиссару Гордону пришлось приложить множество усилий, чтобы остановить Джокера, который расправился с владельцами злосчастной фабрики и намеревался отравить готэмское водохранилище. В итоге злодей оказался в психиатрической лечебнице Аркхэм.

Позже у Джокера появилась напарница — девушка , одетая в костюм арлекина и безумно влюблённая в маньяка. Также (по неподтвержденной версии) у него была беременная жена Дженни, которая погибла в результате несчастного случая, и Джокер иногда из-за неё переживал.

Образ Джокера претерпел некоторые изменения в версии комикса «The New 52». Здесь маньяк-убийца впервые появляется в Detective Comics, где его преследует вся готэмская полиция. Внешность персонажа в перезапущенной вселенной практически не изменилась. После очередной стычки с Бэтменом Джокер пойман и опять доставлен в «Аркхэм». В камере клоуна навещает новый злодей Куклодел. Он объявляет себя самым большим фанатом Джокера, а затем ампутирует ему лицо. Когда до Харли Квинн доходят слухи о гибели маньяка, она теряет остатки здравого рассудка и бросает Отряд Самоубийц, чтобы лично увидеть срезанное лицо возлюбленного в полицейском участке Готэма. Очевидно, она рассчитывает получить возможность восстановить «красоту» любимого.

В сюжете «Смерть семьи» Джокер вновь появляется и убивает множество полицейских, а еще возвращает себе своё лицо, которое теперь крепится к его голове на ремнях. Джокер повторяет своё самое первое преступление, угрожая убить мэра, но вместо этого устраняя его сотрудников. Злодей возвращается на место, где был рождён, завод «Ace chemical», и обещает вернуть себе и Бэтмену прежние жизни.

Джокер — уверенный в себе маньяк, и, несмотря на его очевидное безумство, он обладает довольно высоким коэффициентом интеллекта, хитростью и изобретательностью. Те, кто считают его союзником, как правило, просто используются Джокером. А те, кто нанимают его для «грязной работы», должны быть готовы к непредсказуемым результатам.

Он безжалостен, беспощаден и безумен (это проявляется в чрезвычайно несерьезном отношении к жизни и реальности: он высмеивает практически все на своем пути и, высмеяв, уничтожает). Опасности, пытки и даже смерть совершенно не пугают его, хотя инстинкт самосохранения всегда срабатывает в самый нужный момент.

Его безумный мозг всегда подсказывает владельцу неожиданные, остроумные и верные решения. Ему нет равных в умении находить слабые места своих противников и использовать против них их же оружие. Джокер не заботится о таких глупостях, как честность поединка.

Его жуткая аура и кошмарная репутация вызывают почтительный страх и почти благоговение у большинства преступников.

Силы и способности: несгибаемая сила воли и гениальный интеллект. Безумие Джокера и структура его разума оставляет его неуязвимым для пыток. Этот феномен Бэтмен пытался объяснить тем, что он фактически не осознаёт, что является правильным и неправильным, не понимая, за что его вообще должны судить.

Джокер — квалифицированный специалист в области химии и эксперт по взрывчатым веществам. Он невосприимчив ко всем видам ядов, Мастер побегов, Мастер тактического анализа и неплох в рукопашном бою. Хотя Бэтмэн сильнее, Джокер быстрее и проворнее, а его стиль борьбы хаотичен и непредсказуем.

Он придумал яд, который заставляет жертв смеяться до смерти и оставляет на их лицах жуткую улыбку, и использует в качестве оружия свой клоунский реквизит, например, игральные карты и цветок в петлице.

Кино

Главными Джокерами в кино на сегодня являются:

Сизар Ромеро — он играл его в фильме «Бэтмен» 1966 года и в последующем сериале.

Кадр: 20th Century Fox

Джек Николсон — «Бэтмен » 1989 года.

Хит Леджер — великолепнейшая трилогия Нолана («Бэтмен: Начало », «Темный рыцарь » и «Темный рыцарь: Возрождение легенды »), Джокер которой стал новым каноном.

Карты всегда притягивали людей некой тайной. С их помощью в старину можно было узнать будущее, заглянуть в прошлое человека и увидеть его судьбу. В любой колоде есть определенный набор карт, который не меняется в течение многих веков. Несмотря на то, что каждая из них имеет свою историю, наиболее интересной является джокер. Карта эта особенно захватывает любителей тайн. Так как истинную историю ее возникновения никто не знает. Джокер - это карта, которая обозначает дурака, шута.

Этимология названия

Если рассматривать слово joker, перевод будет точно отражать само значение карты. В английском языке это существительное обозначает шутника или весельчака. В Германии же при произнесении данного слова возникает ассоциация со старой игрой. Также есть мнение, что происхождение названия этой карты можно узнать, если заглянуть в средневековые записи. Там впервые появился джокер - карта в составе знаменитой колоды Таро. Чаще всего изображение представляло собой веселого шута или чертенка.

Порой, конечно, можно встретить и злобную карту джокера, это свидетельствует о том, что не всегда данный символ отражал хорошее для того человека, которому гадали.

Если брать стандартную французскую колоду, то там данное изображение встречается два раза. Бывает, что в наборе присутствует одна или две таких карты, хотя к этому люди и не привыкли. Как ни странно, но это наименование перекочевало и в другие игры. К примеру, в известной игре маджонг джокер - это дополнительная игровая кость.

Изображение джокера на картах

Чаще всего на картинке рисуют придворного шута с колпаком на голове. Так как в колоде таких карт две, то они почти не отличаются друг от друга. В картах Таро их изображают в противоположном настроении: веселый - угрюмый. В игральных наборах джокеры имеются разных цветов, под стать присутствующим мастям, то есть красным и черным. В австралийских картах Queen’s Slipper данную карту решили выделить особо, так что на джокере нарисована местная птица кукабара, которую также называют гигантским зимородком. В целом считается, что ее взяли в качестве дополнения к карте, так как крик этой птицы очень похож на человеческий смех. В дальнейшем стали говорить, что джокер - это птица, которая несет с собой веселье. Если говорить о буквенном индексе джокера, то это обычно J или слово Joker.

Как появился джокер

Это название (Joker) считают лишь ошибкой произношения. Если верить слухам, то немцы неверно повторили за англичанами слово Juker, которое обозначало популярную в свое время игру. В этом же виде развлечения и появилась первая карта, имеющая особенно высокое достоинство по сравнению со всеми остальными. Иногда говорят, что «джокер» произошел от слова «покер».

Джокер в эзотерике

В который пришел к нам из Франции, можно увидеть, что данная карта не только существует в неизменном виде вот уже несколько столетий, но и имеет очень интересное значение. Наличие этой карты в раскладе сразу говорит о некотором бунтарстве, непокорности судьбе. Скорее всего, так это и есть, ведь шуты никогда не были так уж привязаны к кому-либо, они не считались зависимыми, как слуги или воины.

Также эта карта означает двойственность, поэтому считают, что джокер символизирует людей, способных стать кем угодно и заставить остальных поверить в то, кем они являются. Эти люди прекрасно подстраиваются под ситуацию, а потому постоянно выигрывают. Не стоит недооценивать эту карту, так как она показывает, насколько сильны возможности человека, в которого не верят окружающие или даже близкие люди.

Как используется карта джокер

В зависимости от того, какая карточная игра выбрана, можно узнать, используется ли там джокер или нет. В некоторых из них он является ключевым звеном, заменить которое попросту невозможно. Иногда присутствие этой карты практически не изменяет сути игры. В классических азартных развлечениях, таких как покер, есть вариант с бонусными играми, где присутствует карта шута. В интернет-слотах появилась игра с названием Joker’s Wild, способная предоставить человеку сразу несколько типов шутников. На интернет-порталах встречается множество разновидностей игр, где так или иначе фигурирует эта карта.

Иногда значение джокера зависит от того, какие карты выпали с ним по соседству. Чаще всего он именно усиливает комбинации, так что многие люди ждут его появления всю игру. В редких случаях бывает, что он, наоборот, вызывает панику и ужас у игроков. Это встречается в тех играх, где необходимо собирать парные карты. В таком случае данная карта остается одна, а значит, обеспечивает игроку заведомый проигрыш. Во всех остальных развлечениях джокер (Joker) гарантирует хорошую игру, постоянное присутствие госпожи Фортуны. Многие опытные игроки специально думают о джокере, стараясь мысленно притянуть его к себе в руки. И даже несмотря на то, что карта шута уже давно используется в играх и эзотерике, ее происхождение так и остается загадкой.

Бэтмен появился в далеком 1939 году в 27 номере журнала «Detective Comics», но вот серию с названием в его честь он получил только год спустя. В первом выпуске новой комикс-серии «Batman» Бэтмен и Робин сражались против нового врага-маньяка по имени Джокер.

Знаменитый дизайн клоуна от Боба Кейна был вдохновлен Конрадом Фейдтом, а точнее его ролью Гуиплена в фильме “Человек, который смеётся” (1928)

Соавтор и сосоздатель персонажа Билл Фингер планировал, что Джокер погибнет сразу в конце своего первого появления. Джокеру проткнули сердце, но редактор решил добавить в последнюю панель номера сцену того, как Джокер выживает.

Злодей стал часто появляющимся персонажем и совсем скоро заслужил титул злейшего врага Бэтмена и Робина. В ранние годы он был безжалостным убийцей — почти все его преступления являлись тяжкими и особо тяжкими. Затем Джек Шифф стал редактором Бэтмена, и Джокер становится мягче, чаще совершая меняя тяжкие преступлении без убийств, чтобы таким образом комиксы могли продаваться детям. Но окончательно Джокер преобразился в середине 50-х после введения Комикс-код, который запрещал жестокость и насилие в комиксах. Из маньяка-убийцы Джокер стал вором-трикстером, превратившись в гораздо более смешного и менее опасного врага для Бэтмена.

Джокер в комиксах 1960-х годов. Угроза исчезновения злодея

Этот мягкий образ Джокера существовал до середины 60-х годов, до тех пока персонаж практически не исчез со страниц комиксов после прихода в 1964 году редактора Джулиуса Шварца, который ненавидел этого персонажа. Джокер стал гораздо менее значимой фигурой, лишь изредка появляясь в комиксах той половины десятилетия.

Первый полнометражный фильм и мультфильм 60х годов с Джокером

В середине 60-х годов Джокер как персонаж был на грани исчезновения. Однако его спасло то, что образ манерного преступника-трикстера стал популярен благодаря его появлению в сериале “Бэтмен” (1966) и полнометражном спин-оффе “Бэтмен.Фильм”. Честь впервые воплотить Джокера вне комиксов досталась актеру Сизару Ромеро, в роли главного врага Летучей мыши он появился в 19 сериях сериала, став самым часто используемым злодеем в сериале (вместе с Пингвином), и своей ролью он определил то, как будут воспринимать образ персонажа вне комиксов на протяжении десятилетий.

В конце 60-х персонаж также впервые появился в мультипликации в мультсериале “The Adventures of Batman”, где его озвучил Ларри Сторч (Storch)

1970-е годы — возвращение безумного убийцы и психопата Джокера на страницы комиксов

После закрытия сериала Бэтмен в попытках продавать больше комиксов о Бэтмене было принято решение вернуть его к более зрелому повествованию, чтобы избавиться от того юмористического образа, который стал популярен под воздействием сериала.
Джокер, который вернулся в комиксы после четырехлетнего хиатуса в 1973 году, вернулся к своим корням жестокого серийного убийцы, снова став достойным противником для Бэтмена.

Именно под пером Нила Адамса и Дениса О’Нила Джокер стал изображаться не только как убийца, но и как безумец. Теперь в отличие от ранней эпохи злодей стал реже использоваться в сюжетах в качестве стандартного оппонента Бэтмена, чтобы сохранить статус главного и самого опасного противника Рыцаря в плаще.

Джокер даже получил свою собственную серию комиксов в 1975 году, когда впервые DC Comics представили злодея в качестве главного героя, но отсутствие Бэтмена (и то, что в конце каждого выпуска Джокера арестовывали) привело к закрытию серии после 9 выпусков.

В середине 70-х на пост редактора DC пришла Дженетт Кан, и под её управлением популярность Джокера только выросла.

Известные истории того времени, как например “Joker Fish”, по полной раскрывают его психическую нестабильность и его склонность к убийствам. Джокер становится персонажем, который по-настоящему пугает, он больше не легкая мишень, победа над ним становится действительно значимой. Этот период в истории комиксов больше всего повлиял на характер персонажа, которого мы знаем.

Мультсериалы 70-х годов — Джокер трикстер

Вся мрачность и жестокость Джокера из комиксов совершенно не изменила восприятие персонажа в других медиа. Для большинства людей он оставался трикстером, а появления в мультсериалах только закрепляли образ, созданный Сизаром Ромеро. Так Джокер появился в нескольких эпизодах мультсериала “Новые дела Скуби Ду” (1972-1973), в которых “Корпорация тайна” пересекалась с Бэтменом и Робином.

Также у Джокера были камео в детских мультсериалах “Супер друзья” и в мультсериале “Новые приключения Бэтмена”, своеобразном продолжении главного сериала.

Джокер в комиксах 80-х годов. Перезапуск вселенной DC Comics

Хоть в 70-е годы читатели увидели рождение темного и сумасшедшего Джокера, но именно в 80-е он достиг пика своего злодейства. Это было время больших перемен – в 1985 году DC Comics перезапустили свою вселенную во время событий «Кризиса на бесконечных землях», и дальнейшие истории про Бэтмена стали более темными и мрачными, какими мы привыкли видеть легенды о Темном рыцаре сейчас.

Вместе с Бэтменом на путь мрака встал и его главный враг, который в конце 80-х перевел свой конфликт с Человеком-летучей мышью на более насильственный уровень. Вышедшая в 1988 году «Убийственная шутка» не только раскрыла историю происхождения (одну из многих) Джокера, но и показала его жестокость с близкими Бэтмена, в результате которой Барбара Гордон, она же Бэтгерл, осталась парализована.

В этом же году в сюжете «Смерть в семье» Джокер схватил Джейсона Тодда, второго Робина, и забил его до смерти ломом. Джокер перестал быть просто главным злодеем Бэтмена, он стал личной угрозой для его близких.

80-е годы первый серьезный фильм. В роли Джокера — Джек Николсон

В 1989 году мир наконец-то увидел высокобюджетную экранизацию Бэтмена от режиссера Тима Бертона. В ней Джокером стал грабитель Джек Напье, убивший родителей Брюса Уэйна. Джек упал в чан с химией, убегая от Бэтмена. Джокер в исполнении Джека Николсона объединил в себе две версии персонажа — визуально вдохновленный дизайном грабителя, который создали Адамс и О’Нил в начале 70-х, но в совокупности с комическими трюками и гаджетами от Джокера Ромеро и того образа жестокого маньяка, который был у персонажа в 70-х и 80-х годах. Но даже эта версия сначала была принята враждебно, такое мрачное воплощение персонажа было непривычным для зрителя, в конце концов прошлое живое воплощение персонажа в сериале “Бэтмен” имело огромный успех и утвердило, то как должен выглядеть персонаж.

Также в 1989 году произошло первое появление персонажа в видеоигре, Джокер появился во второй игре про Бэтмена “Batman: The Caped Crusader” для различных игровых систем, таких как ZX Spectrum и Commodore 64.

90-е годы — Джокер главный враг Бэтмена

Готический Бэтмен от Тима Бертона оказал большое влияние на комиксы, на протяжении 90-х характер Джокера не менялся и опирался на воплощении из ставшего культовым фильма, он был безумным трикстером-убийцей.

Также в этот период он снова стал чаще выступать в качестве противника Бэтмена, конечно, не так часто как в первые годы.

Возможно в это десятилетие самым знаковым моментом для комикс-персонажа будет “Images” (Batman: Legends of the Dark Knight #50), где пересказывается первое столкновение Бэтмена с Джокером, причём впервые после перезапуска вселенной, произошедшего после “Кризиса на бесконечных Землях”. Другой важный сюжет “Going Sane” повествует о том, что происходит с Джокером, если бы случилось так, что Бэтмен умер — возвращение к нормальной непреступной жизни.

Мультфильмы 90-х. Новый Джокер

В 90-х появилась одна из лучших инкарнаций персонажа вне комиксов. Задуманный как спин-офф и вдохновленный фильмами “Бэтмен” и “Бэтмен. возвращается”, мультсериал вышел в 1992 году и во второй серии “Рождество с Джокером” представил новое воплощение персонажа — Клоуна Короля-преступности. Героя озвучил актёр Марк Хэмилл.

Хэмилл представил одновременно зловещий и дико комедийный характер персонажа и, несмотря на то, что образ сильно вдохновлен Николсоном, он был принят мейнстримной публикой, а Марк Хэмилл до сих пор озвучивает Джокера в различных мультипликационных проектах DC.

Мультсериал ‘Batman: The Animated Series’ стал настоящим прорывом, он принёс в западную анимацию доселе невиданный уровень насилия и мрачности, при этом оставаясь для детского рейтинга, а заодно и создал свою анимационную вселенную. Кроме всего вышеперечисленного мультфильм значительно расширил мифологию Джокера, добавив ему нового напарника — Харли Квинн. Бывшая психиатр лечебницы Аркхэм, которая влюбилась в Джокера и встала на преступный путь, впервые появилась в 1992 году в эпизоде “Услуга Джокера”, но персонаж стал настолько популярен, что её ввели в комиксы в 1999 в сюжетной арке “Ничья земля”, позволив стать регулярным соучастником Джокера.

Комиксы 2000-х — Джокер личный враг Бетмена

Поскольку популярность фильмов про Бэтмена сошла почти на нет (спасибо ‘Бэтмен и Робин и Бэтмен: Навсегда’), персонаж Джокера перестал быть похож на образ Николсона, уходя от криминального образа в сторону личного врага Бэтмена — он стал одержим идеей доказать, что они с Бэтменом похожи, пытаясь сломить разум и волю Брюса Уэйна. Вышедший в 2001 году сюжет “Император Джокер” имел большой успех, в нем Джокер получил силу Мистер Миксиспитлика по манипуляции реальности и использовал её для пыток и убийства Бэтмена (до того, как он осознал, что не может жить без противостояния с Темным Рыцарем).

Нулевые были богаты на внекомиксные воплощения персонажа, которые оставили свой след в популярной культуре. Образ Хэмилловского Джокера добрался до 21 века, появляясь в “Лиге Справедливости” и ее продолжении “Лига Справедливости. Без границ”, но совершенно другого Джокера представили в новом мультсериале “Бэтмен” (2004-2008).

Воплотил его Кевин Майкл Ричардсон и, хотя этот Джокер все равно опирался на версию Хэмилла, тут был серьезно пересмотрен дизайн, чтобы подчеркнуть его безумие, дополняя это все прической в виде шутовского колпака.

Марк Хэмилл вернулся к озвучке Джокера в 2009 году в видеоигре ” Batman: Arkham Asylum”, опираясь в своем исполнении на образ из мультипликации. Игра имела огромный успех, и Хэмилл согласился на озвучку в продолжениях игры “Arkham City” и “Arkham Knight”. А Джокер из серии игр ‘Arkham’ — определенно великолепный пример реализации этого персонажа.

Несмотря на все эти запоминающиеся образы Джокера, самым главным воплощением персонажа в нулевых будет его новое появление на большом экране. Успех первой части перезапуска Бэтмена не заставил долго ждать продолжения, и в 2008 году вышел сиквел под названием “Темный рыцарь”. В новом фильме Кристофера Нолана антагонистом Бэтмена стал Джокер, эта роль досталась Хиту Леджеру. Мрачность и реалистичность трилогии Нолана сделало Джокера настоящим психопатом-убийцей с соответствующими шутками и навязчивыми попытками уничтожить Бэтмена морально. Местами Джокер Леджера несет в своем обличье сумасшествие, но при этом пропагандирует философские мысли. А где-то он ведет себя просто как террорист, понятно одно, что Нолан показал очень глубокого и интересного злодея, о действиях и поступках которого можно задуматься. Сам актер говорил, что эта роль была очень трудна для него и вымотала его морально и физически. Неудивительно, что Хит Леджер получил Оскар за лучшую мужскую роль второго плана, к сожалению, посмертно. 22 января 2008 года Хита Леджера нашли мертвым, официальной причиной смерти назван несчастный случай — непреднамеренная передозировка прописанных врачом лекарств.

Комиксы 2010 годов — атака Джокера на Бэт-семью

После нового ребута вселенной DC в 2011 году Джокер пропал из комиксов про Бэтмена на целый год, прежде чем вернуться в новом кроссовере бэт-линеек в 2012. Кроссовер “Смерть семьи” объединил все выходящие серии про Бэт-семью, когда Джокер начал атаковать близких Темного рыцаря, веря, что семья и союзники ослабили Бэтмена, как героя. Казалось, что в конце истории персонаж погиб, но это оказалось не так, и Джокер снова вернулся в 2014 году в сюжете “Эндшпиль”, где выдвигалась теория, что Джокер может быть бессмертным с обретенной регенерацией. В конце сюжета оба главных соперника погибают, но через некоторое время выясняется, что Бэтмен выжил, а вот судьба Джокера была неизвестна, пока он совсем недавно не вернулся в сюжете “Война шуток и загадок” уже в DC Rebirth. Также одной из тайн Rebirth стала возможность того, что существует целых три Джокера. Но это нам ещё предстоит узнать.

Джокер в играх и мультфильмах 2010-х годов

В десятых годах мы получили немалое количество воплощений персонажа. Тут было и его появление в игре-приквеле к серии «Arkham», “Arkham Origins”, где актером озвучки стал Трой Бейкер. Джокер дебютировал в серии игр “Lego Batman”, где его озвучил Кристофер Кори Смит, который также вдохновлялся Джокером Хэмилла, но без насилия (игра все-таки 6+).

Также Джокер, точнее персонаж уж очень похожий на него и который использует его характер, ужимки и т.д., но которого так и не назвали каноническим именем, появился в сериале Готэм, где его сыграл Камерон Монахэн, продемонстрировавший обычного психопата. Много споров возникает вокруг следующего исполнителя роли Джокера на большом экране, а именно Джареда Лето. Персонаж появился в фильме “Отряд самоубийц”, играя далеко не самую важную второстепенную роль. Поэтому пока сложно судить, насколько плохо или хорошо справился Лето. Его Джокер сочетает прошлые повадки киновоплощений — он безумен, он современный гангстер, но ко всему этому добавляется его вроде как влюбленность в Харли Квинн. Также в 2016 году Марк Хэмилл снова вернулся к роли Джокера в мультфильме-экранизации комикса “Убийственная шутка”. А последним на данным момент воплощением можно считать Зака Галифианакиса в роли актера-озвучивания в мультфильме “Лего фильм: Бэтмен”.

Джокер 2019

2019 год подарил всем поклонникам главного врага Бэтмена эпохальную экранизацию истории становления . Режиссером выступил Тодд Филлипс, более известный по комедийным фильмам «Мальчишник в Вегасе», «Борат», «Впритык» и т.д.

Теперь можно смело сказать, что в ряду Джека Николсона и Хита Леджера прибавилось. Хоакин Феникс сумел совместить два предыдущих легендарных образа воедино, благодаря чему мы получили уникального Джокера: жестокого, но не без шарма.

Джокер (Joker) — один из наиболее загадочных персонажей комиксов DC. Он появился в комиксах в 1940 году, и тогда же должен был и сгинуть, но не случилось. Образ персонажа изначально был основан одновременно на образе игральной карты джокера и на образе актёра , сыгравшего в 1928 году роль Гуинплена, человека с оскалом, застывшим на лице, в фильме «Человек, который смеётся» (The Man Who Laughs) .

В первых своих появлениях Джокер был настоящим маньяком-интриганом, мастером на все руки. Его фирменной фишкой был придуманный им яд, после вдыхания которого жертвы погибали в приступе хохота, со страшными оскалами на лицах. Но и в рукопашке он был далеко не бессильным - при первой встрече с Бэтменом его кунг-фу оказалось лучше кунг-фу Тёмного Рыцаря. В том выпуске Джокер должен был погибнуть - его создатели опасались, что наличие часто возвращающихся врагов заставит Бэтмена выглядеть неэффективным. Но редактор потребовал Джокера и его пришлось сделать частым гостем в комиксах.

В 1955 году Золотой Век комиксов закончился, а с наступлением Серебряного Века злодейства Джокера значительно урезали - Кодекс Комиксов серьёзно по нему прошёлся. Из маньяка-психопата он превратился в приколиста, чьи злодеяния сводились к хулиганству и грабежам, а не массовым убийствам. Лучше всего характер Джокера того времени отражает сериал про Бэтмена с Цезарем Ромеро в роли Джокера.

По канону настоящее имя Джокера неизвестно. Он сам неоднократно рассказывал истории о своём прошлом, но так как Джокер – больной ублюдок, на веру эти истории не принимаются. Впрочем, одно всё-таки устоялось с 1951 года: он был бандитом по прозвищу «Красный Колпак», но окунулся случайно в чан с химикатами, из-за чего его кожа побелела, волосы позеленели, а рот растянулся из-за повредившихся нервов. Увидев себя в зеркале, Колпак сошёл с ума. А кем Джокер был до того, как стал Колпаком – загадка, окутанная мраком.

Джокера неоднократно избивали (притом не только Бэтмен), но его природная живучесть и нечеловеческое везение (что некоторые фанаты объясняют наличием скрытого мета-гена) позволяло ему быстро выздоравливать и сбегать из Аркхэма (в обычные тюрьмы его не сажали, псих же). Доходило до того, что он влиял на сотрудников Аркхэма. Например, психиатр Харлин Квинзель влюбилась в Джокера и стала его напарницей, а имя сменила на Харли Квинн. Правда, со временем (и после перезагрузки вселенной) влюблённость прошла.

Джокер неоднократно устраивал подляны не только всему Готэму, но и лично Бэтмену. Да какие! После очередной стычки с Джокером конец пришёл второму Робину, Джейсону Тодду (хотя это вообще мутная история, связанная с телефонным голосованием и мужиком с автонабором). Он убил Джейсона и серьёзно ранил Барбару Гордон, Бэтгёрл, сделав её инвалидом (а по некоторой информации – ещё и изнасиловал). Но Бэтмен, несмотря на все усилия Джокера, не превратился в мстителя-убийцу.

В первую очередь Джокер – псих. Он совершает преступления не столько ради личной наживы (денег, власти, ещё чего), сколько ради того, чтобы развлечься, насолить Бэтмену (даже не обязательно убить его), помучать людей. Не ради какой-то философии, не из чувства анархии, а просто шутки ради. Ради шутки, понятной ему одному. Джокера боятся даже его пособники - никогда не знаешь, когда он решит убить бандита, который, по мнению Джокера, «лицом не вышел», или обладает слишком недоразвитым чувством юмора.

Не стоит утверждать, что Джокер нападает только на героев и невинных людей. На его счету несметное количество убитых бандитов - в своё время он собрался почистить Готэм от «скучной» преступности, и, в частности, от мафии под предводительством Кармина Фальконе. Затея провалилась, но баланс преступного мира Готэма заметно сместился в пользу «супер» преступников. Что интересно, когда Готэм пострадал от жуткого землетрясения и Бэтмен покинул город, отправившись в лице Брюса Уэйна выбивать поддержку от отмалчивающегося правительства, Джокер не воспользовался ситуацией - нападать на Готэм без Бэтмена ему было неинтересно.

Все попытки убить Джокера ни к чему хорошему не приводили. Например, один коп-снайпер решил отомстить Джокеру за смерти полицейских. А Джокер отловил кучу полицейских, понаряжал их в свои костюмы и заставил бегать. И снайпер их перестрелял, думая, что убивает приспешников, или «ну вот теперь это точно сам Джокер». Впоследствии от рук Джокера погибла Сара Эссен, жена Джеймса Гордона.

Довелось Джокеру поучаствовать и в весьма эпических событиях. Например, в сюжетке Joker’s Last Laugh врачи решили проверить, как Джокер свыкнется с мыслью о собственной смертности, и сообщили, что у него ужасная неоперабельная опухоль. Джокер решил - «помирать, так с музыкой!» - и устроил грандиозную гулянку на всю Землю, обдолбав кучу преступников своим газом. Помогла спасти ситуацию Харли Квин, предоставив Бэтмену противоядие. А в другой раз Джокер устроил гаплык вселенского масштаба, хитростью отжав силу у Мистера Миксиспитлика, всемогущего приколиста. Он стёр почти всю вселенную, но не смог стереть Бэтмэна, считая его необходимой частью своего существования. Эта сюжетка носит название Emperor Joker.

После Флэшпоинта, перезапустившего вселенную DC вкривь и вкось, Джокер отметился самым необычным перформансом - он отрезал себе лицо, оставив его в качестве криповой инсталляции, сбежал на год, а потом вернулся и прицепил лицо на место. Он похитил Бэтгёрл, Женщину-Кошку, Найтвинга, Робина, Красного Робина и Красного Колпака, и прикинулся, будто бы отрезал их лица. А в эпической сюжетке Endgame выяснилось, что в теле Джокера есть следы Дионезия - основной составляющей Ям Лазаря, и что Джокер на самом деле долгожитель, которому несколько сотен лет - но в итоге выяснилось, что он просто в очередной раз разыграл Бэтмена. Джокер натравил на Бэтмена обдолбанную Лигу Справедливости, а потом Тёмный Рыцарь и Клоун-Принц преступного мира сразились в глубокой пещере под Готэмом, где находился источник Дионезия. И обоим пришёл гаплык, когда пещера разрушилась. И оба выжили.

Когда Бэтмен стал богом знаний и обзавёлся Креслом Метрона, способным предоставить ответ практически на любой вопрос, он решил узнать настоящее имя Джокера. Ответ его обескуражил - кресло сообщило, что Джокеров было трое. Один – оригинальный (из комиксов Золотого Века), второй – классический (от Кризиса на Бесконечных Землях до Флэшпоинта), и третий — послефлэшпоинтовский.

ДЖОКЕР
ИСКУССТВО БЫТЬ СВОБОДНЫМ

Чаще всего, когда мы слышим слово «джокер», первым делом в сознании возникает ассоциация с одноименной играль ной картой, или, в более широком смысле, с карточной игрой. Однако, сама идея «джокера» куда более сложна и лежит не на зеленом сукне игрального стола, но восходит к учениям средневековых алхимиков и магов.

Впрочем, обо всем по порядку.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ и ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Действительно, в большинстве колод, состоящих из 54 карт, существует одна особая, которая и называется «джокер». Традиционно, на ней изображен придворный шут. В различных карточных играх джокер используется по-разному. В одних он - определяющая карта, в которой заключен весь смысл игры, в других - джокер просто не задействован. В целом, наиболее часто джокер используют взамен любой карты при составлении нужной комбинации или же как самую «сильную» карту, способную «побить» любую другую.

Любопытно, что происхождение слова «джокер» никак не связано с английским «joker» (шутник), как думают многие. Считается, что оно появилось из-за неправильного произношения названия немецкой игры Juker (юкер). Именно в этой игре в конце XIX века появился джокер, который обозначал высшую козырную карту.

По другой версии, происхождение джокера связано с французскими картами Таро, в которых подобная карта имеет давнюю историю. Однако утверждать, что Шут из Таро и есть прототип джокера, никто не берется, так как классическая колода Таро возникла в Средневековье, а появление джокера, по историческим меркам, произошло относительно недавно. При этом можно уверенно говорить о заимствовании визуального образа.

Так или иначе, история джокера запутанна и неоднозначна, посему оставим этот вопрос исследователям, которые, возможно, когда-нибудь установят истину. Здесь же мы хотим просто поговорить о «джокере», его символизме и значениях.

СИМВОЛИКА И ЗНАЧЕНИЕ

Трактовать понятие «джокера» представляется наиболее логичным, опираясь на значение соответствующей карты из колоды Таро, изображения в которой имеют сложное истолкование с точки зрения астрологии, оккультизма и алхимии, поэтому традиционно Таро связывается с «тайным знанием» и считается мистическим.

Карта, называемая Шут, считается одной из наиболее сложных в Таро. Как и на джокере, на ней изображен человек в костюме шута. Здесь стоит заметить, что, как известно, придворные шуты были людьми умными, проницательными и всесторонне одаренными.

Под предлогом шутки и развлечения, им позволялось безнаказанно говорить и делать то, что могло повлечь за собой крайне суровое наказание даже для высшей знати. Поэтому, шут должен был уметь в любой момент принять тот образ, который позволил бы ему сказать истину, остаться невредимым, а зачастую и достичь своей цели.

Как и Шут из колоды Таро, джокер - это сочетание противоположностей, он несет в себе одновременно белое и черное, правду и ложь, добро и зло. Благодаря своей восприимчивости ко всему новому, он познает и принимает окружающий мир непредвзято. Его цель - получать от жизни радость и удовольствие, а опыт накапливать «играючи».

Другая сторона символизма джокера заключается в его связи с принципом изначального и постоянного движения. Он предприимчив и доверяет инстинкту, любознателен и открыт. Испытать все самому - один из базовых принципов его существования. И потому, джокер волен сам выбирать направление, идти куда угодно и делать что захочет, ибо все его действия подчинены единому скрытому замыслу

Джокер идет по дороге, свернуть с которой не удастся - сама судьба ведет его по ней. И нужно продолжать путь, полагаясь на свою интуицию, удачу и покровительство Высших сил. Руководящий им божественный гений, способен руками джокера создать Вселенную и разрушить ее, а абсолютная свобода этого становления и ее потенциал содержат в себе все существующие возможности.

ШУТЫ И ДЖОКЕРЫ: ЛИТЕРАТУРА, ИСТОРИЯ, КИНЕМАТОГРАФ

Прежде всего, можно вспомнить шута из шекспировского «Короля Лира». О нем прекрасно написал С.Я. Маршак, переводивший песни королевского шута: «Философское, этическое и даже политическое содержание песенок шута почти всегда замаскировано, упрятано в загадку, в пословицу, в шутку, как будто бы простодушную и ребячливую. По существу же самый взрослый персонаж в трагедии - именно шут, видящий подоплеку всех отношений и трезво их оценивающий.»

При царском дворе Ивана Грозного был целый штат скоморохов, зачастую набираемых из московских бояр и служивших непременным атрибутом на почти ежедневных пиршествах. Москва времен Ивана IV была хорошо знакома с крутым нравом государя. Царский шут ежедневно ставил на кон свою голову. По словам Карамзина, забавы ради однажды Грозный вылил шуту своему Осипу на голову миску горячих щей, а когда тот попытался убежать, вонзил ему в спину нож.

Средневековая Европа. Захватив английский трон, Родрик приказывает убить всех родственников предыдущего короля. Но по счастливой случайности одному младенцу королевской крови удается спастись. Сторонники низвергнутого короля сплачиваются вокруг мальчика и охраняют единственного наследника. Один из них, ярмарочный певец, выдает себя при королевском дворе за нового шута и помогает справедливости и порядку восторжествовать.

В современной культуре Джокер широко известен, как герой экранизации комиксов про Бэтмена «Темный рыцарь». В этом фильме, Джокер - олицетворение зла и заклятый враг главного героя. «Темный рыцарь» вошел в список 250 лучших фильмов за всю историю на сайте крупнейшей в мире базе данных и веб-сайт о кинематографе Internet Movie Database, а Хит Леджер, сыгравший Джокера, получил Оскара за лучшую мужскую роль второго плана.

Подводя итоги, можно сказать, что Джокер - это выразительный символ здорового оптимизма и творческого подхода к любой ситуации. Он - мастер эзопова языка и отчаянный борец за справедливость и правду, что никак не конфликтует с выраженным у него инстинктом самосохранения. В Джокере присутствуют и сочетаются, казалось бы, противоречащие друг другу свойства, что лишь подтверждает многогранность его натуры.

Превосходное владение бесконечным разнообразием врожденных и развитых качеств и умений, а также, обширные познания в различных областях, при его положении на низшей ступени иерархической лестницы, наделяет его особой символичной значимостью, говорящей о больших человеческих возможностях и успешности во всех начинаниях.

Похожие публикации