Прятки – русская народная подвижная игра. Мистическая игра в прятки, начавшаяся многие годы назад, до сих пор ужасает россиянина В какой стране впервые появились прятки

Подвижная игра «Прятки» – очень старая народная игра. Уже много столетий (а, вернее, тысячелетий) она является популярным детским развлечением. Нет у пряток не только временных, но и географических границ. В любой точке мира вы встретите ребятню, которая с упоением играет в тот или другой вариант пряток. И неудивительно! Ведь прятки и – явно древнейшие игры на земле, уходящие своими истоками в природную, охотничью сущность человека.
Игра в прятки – не только веселая, азартная игра, но и полезная. Она развивает смекалку и выдержку, учит работать в команде. Играть в народную подвижную игру «Прятки» веселее в компании из 8-12 человек, но можно и вдвоем. Прятаться и искать можно везде – и дома, и на улице. Главное, перед началом игры оговорить, где можно и где нельзя прятаться. Обычно, в качестве условия оговаривается не только то, что нельзя убегать слишком далеко, но и наоборот, нельзя стоять сразу за спиной водящего или прятаться слишком близко от «дома».


«Кулючки» – русская народная подвижная игра в прятки

Это простой вариант игры в прятки. Выбирают любой водящего. Водящий становиться лицом к стене и закрывает глаза. Место, где в начале игры стоит водящий, считается его «домом». Можно просто оставить водящего в центре площадки, накрыв ему голову большим платком или курткой. Все остальные игроки разбегаются и прячутся, а водящий говорить такие слова:

Кулю-кулю-баба, не выколи глаза!
Сын под окошком, свинья под лукошком!
Пора что ли?

Присловье можно выбрать любое другое, например:

Кулю-кулю-куличи, не сидите на печи!
Я по городу пойду, все куличики найду!
Выхожу в поле. Пора искать что ли?

На вопрос водящего тот, кто не успел спрятаться, кричит: «Нет!». Тогда водящий заново начинает говорить слова до тех пор, пока ответом на его вопрос не будет молчание. Значит, все дети спрятались, и можно идти их искать. Когда водящий заметит кого-нибудь из ребят, он должен указать на него рукой и назвать по имени. Если это действительно найденный игрок, то он будет водить. Все выходят из своих укрытий, и игра начинается снова. Если же водящий ошибся и неверно назвал игрока, то он продолжает поиски. Чтобы запутать водящего, игроки могут применять «военную хитрость» — меняться одеждой.

«Палочка-стукалочка» — русская народная подвижная игра в прятки

Такие прятки – подвижная игра для улицы. Перед началом игры выбирают место – «дом». Затем один из игроков берет палку и старается забросить ее как можно дальше. Водящий должен бежать за палкой, поднять ее и вернуть в «дом». Пока он все это проделывает, остальные дети разбегаются и прячутся. Как только палочка-стукалочка возвращена в «дом», водящий начинает поиски игроков. Увидев кого-либо, водящий громко кричит его имя и бросается в сторону «дома». Ведь мало найти игрока, его надо еще и «застучать». Для этого водящий хватает палку, стучит ею и говорит: «Стук-стук, палочка! Застучи Борю!» (называется имя найденного игрока). Теперь тот, кого «застучали» должен находиться рядом с «дом» до тех пор, пока не найдут всех игроков или его не «выручат». Выручить может любой игрок, которого еще не «застучали». Он должен попасть в «дом» и завладеть палочкой раньше водящего. После чего нужно, ударяя палочкой, прежде всего, прокричать: «Стук-стук, палочка! Выручи меня!» Если останется время, то можно «выручить» и остальных «пленников». Для этого нужно произносить по очереди все имена: «Стук-стук, палочка! Выручи Борю, Люду, Нину…» Но «выручать» можно только до тех пор, пока водящий не добрался до «дома». Как только это произошло, палка забрасывается как можно дальше и, пока водящий возвращает ее в «дом», все «вырученные» игроки разбегаются и прячутся. Конечно, в том случае, если игрок бежит к «дому» вместе с нашедшим его водящим, времени у него остается мало – успеть бы себя «выручить». Но, спрятавшейся неподалеку от «дома» игрок, может улучить момент, когда водящий уйдет далеко, выскочить из своего укрытия и «выручить» всех своих товарищей. Игра заканчивается, когда водящему удалось поймать и «застучать» всех игроков.
***
Посмотрите так же

Не раз доводилось встречать, на разных ресурсах о кино, вопросы людей относительно пяти финалов психологического триллера "Игра в прядки" (Hide and Seek) с Робертом Де Ниро и Дакотой Фаннинг (получившей за эту роль премию "Лучшая роль в фильме ужасов/триллере") в главных ролях.
У этого фильма действительно снято пять концовок и в американский прокат фильм выходил с одной концовкой, а в мировой прокат с совершенно другой.

Это окончание фильма, вышедшего в американский прокат:
Живя новой жизнью вместе с Кэтрин и готовясь к школе, Эмили рисует себя и Кэтрин, предполагая, что в её жизни всё в порядке. Но когда камера наезжает на оставленный Эмили рисунок, мы видим, что у нарисованной Эмили две головы.

Ещё четыре концовки были включены в DVD, выпущенном в США.
Окончание №1:
Такое же, как и в варианте фильма из американского проката, за исключением того, что на рисунке Эмили у неё одна голова, подразумевая, что у неё всё прекрасно и она не страдает тем же заболеванием, что послужило смертью её обоих родителей.

Окончание №2 (так заканчивается фильм, вышедший в мировой прокат):
На первый взгляд, Эмили находится в новой квартире, а Кэтрин повторяет действия матери девочки из начала картины. Она показывает свою любовь к Эмили, желает ей спокойной ночи и собирается покинуть комнату. Эмили просит Кэтрин оставить дверь в комнату приоткрытой, как это раньше делала мать, но Кэтрин уверяет, что не может этого сделать. Когда дверь закрывается, на ней видно защищённое сеткой окошко. В следующий момент Кэтрин запирает дверь снаружи, показывая тем самым, что предполагаемая комната обычной квартиры на самом деле является палатой в детской психиатрической больнице.



Окончание №3:
То же самое, в психиатрической больнице. После того, как Кэтрин закрывает за собой дверь, Эмили встаёт с кровати и начинает обратный отчёт, будто кто-то спрятался. Она приближается к шкафу, открывает его, и улыбается своему собственному отражению в зеркале.

Окончание №4:
Концовка подобная той, что и в предыдущем варианте, с той лишь разницей, что Эмили находится не в психиатрической больнице, а в своём новом доме, всё так же играет в прятки со своим отражением в зеркале.

Согласно комментариям режиссёров и продюссеров, они сделали первый (нулевой) вариант концовкой по умолчанию на DVD и для внутреннего проката, потому что она даёт хоть какое-то облегчение зрителям по окончании фильма.
Они предположили, что концовка с больничной палатой была бы слишком мрачной и предпочли не наказывать Эмили ещё больше, после всего, что ей довелось пережить. После того, как персонаж Эмили на протяжении последних 45 минут фильма пребывает в постоянном ужасе, они чувствовали, что пришло время дать ей эмоциональный перерыв, потому и был выбран финал с более счастливым концом, хотя и не до конца счастливым, ведь Эмили нарисовала себя с двойной головой, подразумевая, что она всё же страдает от раздвоения личности.


ПРЯТКИ

Теперь, ребята, сыграем в прятки.
Давным-давно эту игру называли еще «хоронушки», «прятанки» или «ухоронки». Да и в мое время девочки часто называли ее по-старинному и ласково - «прятушки».
Игра простая и многим знакомая. Но когда я спрашивал ребят, как они играют в прятки в нынешнее время, то оказалось, что играют по-разному. Иногда даже смешивают правила этой игры с палочкой-выручалочкой и получается ни то ни се. Поэтому я хочу рассказать вам о тех прятках, в которые играли мы, чтобы вы смогли проверить, так ли вы сами играете. Ну и, конечно, пишу для тех, кому, может быть, еще не приходилось играть в эту игру.
Обычно в прятки играют во дворе. А чтобы игра была интересной, старайтесь, чтобы вас было не больше десяти человек, иначе трудно и долго всех искать. Но и меньше, чем вчетвером, играть тоже не следует.
Для начала надо всем сообща договориться, дальше каких мест нельзя прятаться. Например, не убегать за соседний дом или на улицу, не залезать в подвал и так далее. Решайте сами, учитывая особенности места, где вы будете играть.
Затем все считаются, чтобы узнать, кто будет водить первым. Считаться вам придется только в начале игры, а дальше все пойдет само собой.
Водящий становится лицом к стене или в какой-нибудь угол (это место называется «дом») и закрывает лицо руками. А мы даже иногда накрывали ему голову курткой или еще чем-нибудь, чтобы не было соблазна подглядеть. Потом остальные тихонько разбегаются в разные стороны и прячутся.
Спустя минуту или две водильщик спрашивает громко: «Пора?»
Все, кто успел спрятаться, молчат, а кто еще не успел, отвечают: «Не пора».
Так водилыцик спрашивает до тех пор, пока ответом ему не будет полное молчание. Тогда он говорит: «Пора, не пора, иду со двора!» И идет искать.
Всех найденных он громко называет по имени, они покидают свои убежища, направляются в «дом» и ждут, пока будет найден последний.
Иногда бывает так, что всех нашел, а кого-то одного никак не удается найти. Все места осмотришь, а он как сквозь землю провалился! Но, в конце концов, находятся все. Тогда игра начинается снова, но водит уже тот, кого нашли первым.
А если кто-то нарушил уговор и спрятался там, где нельзя, то его выключают из игры.
Пока водилыцик ищет, нельзя перебегать с одного места на другое, чтобы ему не приходилось по нескольку раз заглядывать в одно и то же место. Иначе игра может никогда не кончиться.
Но обычно в прятках не приходится водить долго, если только кто-то не спрятался очень уж хитро.
Расскажу вам, как я однажды спрятался. С тех пор прошло уже лет пятьдесят, а я все еще помню!
Дело было в деревне. Играли мы около нашего дома. И вот мне пришло в голову для смеха спрятаться у всех на виду. Вы, наверное, видели, как сделаны углы у деревенской избы, - бревна двух стен выступают друг за друга крест-накрест и образуют маленький наружный уголок. Так вот, я и вскарабкался по выступающим концам бревен под самую крышу, где прилепилось ласточкино гнездо. Уцепился руками и стою в этом уголке. Сверху мне все очень хорошо было видно. И главное, что водилыцик стоял почти рядом, за углом. Отсюда он и пошел искать. Много раз он пробегал подо мной, а голову поднять не догадывался. Всех нашел, а меня никак найти не может. Найденные ребята и девчонки видят меня, показывают друг другу, смеются, а ему не говорят.
Ну, потом все-таки он меня нашел, наверное, потому, что заметил, куда смотрят ребята.
А деревенская детвора лет до десяти играла в прятки попроще. И правила были полегче. Главное отличие здесь в том, что водилыцик, как только одного, первого, находил, так сразу называл его имя, а потом кричал: «На кашу, ребята!» Все выходили из своих укры-тий, а найденный должен был водить. Он отправлялся в «дом», опять спрашивал: «Пора?» - и все снова бежали прятаться.
Как видите, здесь долго искать не приходится, поэтому и количество играющих не ограничивается. Но договариваться, где можно прятаться, а где нельзя, нужно непременно.
Ну а тем, кого не нашли, совсем не обязательно каждый раз бегать «на кашу». Они могут и не выходить из своих мест, если довольны ими. А могут и перепрятаться. Перепрятываются обычно те, кто думает, что новый водилыцик мог видеть, где они спрятались.
И последнее замечание к пряткам. Если кого-то позвали домой, то он может выйти из игры только во время смены водящего игрока, чтобы не нарушать игру всем остальным. В это же время можно принять в игру и других, желающих поиграть с вами в прятки. Но вновь принятый сначала должен водить, как говорится - «на новенького».

Ну а во времена, когда жил Пушкин, эта игра называлась «ку- лючки», и играли в нее не только дети, но и молодые мужчины и девицы. Уже тогда она считалась «принадлежащей к числу домашних увеселений наших предков» и описывалась так:
«Один из игроков садится в угол - кулюкать; другие закрывают ему лицо, глаза, всего самого - платками, разными платьями, а он скороговоркою причитывает:

Кулю, кулю - баба!
Не выколи глаза,
Глаз на полице,
Другой в солонице.
Пора, что ли?

В это время все другие игроки скрывают себя во все возможные, незаметные места. Когда же услышат: «Пора, что ли?» - отвечают ему только: «Нет!» Снова начинается кулюкание, снова вопрос: «Пора, что ли?», снова ответ: «Нет!» Это продолжается до трех раз, а иногда и более, пока все игроки успеют скрыться. Не получая ответа на свое «Пора, что ли?», он отправляется в поиск. Первый, отысканный им, должен сменять его. Часто случается, что играющие заставляют Кулючку отыскивать всех до одного».
Здесь Кулючка не просто так говорит свою приговорку, он пугает: глядите, мол, один глаз у меня на полке, а другой в солонке - все вижу! Но и другой смысл есть, полезный для прячущихся, - когда он так бубнит, ему самому меньше слышно, куда прячутся.
Как видите - сколько лет прошло! - а правила игры почти не изменились. И вы тоже, если захочется, можете играть дома по старинному обычаю...


Материал скопирован с сайта.

История игры в прятки.

С. Грибков. Прятки. 1893

В наше время в прятки играют ради забавы. Но появились прятки давным-давно, когда эта игра имела совершенно другое значение для людей, которые в них играли. Обычно в прятки играли взрослые. В некоторых местах Англии существовал обычай, согласно которому с наступлением весны люди выходили в леса и поля, чтобы найти там цветы и птиц, которые появлялись с наступлением этого времени года. Затем то, что находилось, приносили в деревню, чтобы все видели, что весна действительно наступила. Поиски этих признаков весны, которые прятались в лесах, и стало началом игры в прятки. И несмотря на то, что с момента появления игры прошло очень много времени, в некоторых странах даже в наше время тот, кто прячется, иногда подражает крику птицы. История пряток и легенды, с ними связанные, заняли бы много страниц. В Азии в прятки играют так же, как в Австралии, как в Южной Америке и на Аляске. Во Франции игра называется «Каше-каше». На Балканах и в Турции «Любишь ли ты соседа?». В США и в странах английского языка игру называют «Прячься и ищи». В Голландии считают, что эта игра происходит от древних народных обычаев, когда парни и девушки в первые дни весны отправлялись в лес, в поле искать птиц, жуков, собирать цветы, чтобы убедиться: настала ночь возрождения. Поэтому в Голландии игроки подражают птицам, бегут от охотника, махая крыльями. А если водящий долго не находит игроков, они свистят, подражая птичьим голосам, чтобы дать знать, где они находятся. Прятки распространились во многих вариантах и стали составной частью многих других игр, однако происходят они от древних народных обычаев, от культовых ритуалов прежних времен.

Описание игры

В начале игры все собираются вместе, затем водящий, встав лицом к стене, громко считает до 100 (или другого числа). Иногда десятками до 100 или 200. Другие в это время прячутся. Досчитав до нужного числа, водящий идёт искать спрятавшихся. Иногда перед этим полагается сказать «раз-два-три-четыре-пять, я иду [всех вас] искать», «пора-не пора, иду со двора» или «кто не спрятался, я не виноват». Увидев спрятавшегося, он должен первым добежать до места, откуда он начал поиски, и коснуться рукой стены, произнеся условленные слова, отличающиеся в разных регионах («чека́», «палочка-выручалочка», «палы-выры», «тра-та-та», «кулы-кулы», «туки-руки», «туки-туки за себя», «бан-барабан за себя», «стук-стук за себя», «стуки-та», «пали-стукали», «стукали-пали я», «туки-баки», «тюли-я», «стук палочки я»). Каждый спрятавшийся старается первым сделать то же самое. Следующим водящим является тот из спрятавшихся, кого засалили («зачекали») первым, а если не засалили никого — тот же, что и в прошлый раз. Прятаться за спиной или рядом с водящим нельзя. Иногда как вариант последний игрок может выручить всех "застукал" и водящий снова водит. Для придания динамизма игре по условиям водящим становится последний "застуканный".

Свободные игроки могут помогать ещё не найденным, выкрикивая подсказки типа:

  • «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» — означает, что момент для появления очень неблагоприятный;
  • «Пила-пила, лети как стрела» — обратный смысл: есть возможность обогнать водящего, а значит, пора выскакивать из укрытия.

На западе также распространён вариант игры, который называется «сардинки». В этом варианте прячется один, а ищут его все остальные. Тот, кто найдёт его первым, прячется вместе с ним. Затем к ним присоединяется следующий, кто их найдёт, потом по очереди все остальные. Игра кончается, когда последний игрок присоединяется к остальным. Он объявляется проигравшим и обычно прячется следующим. В сардинки часто играют в темноте.

Также на западе известна версия игры в прятки с использованием имени и фамилии известного венецианского путешественника . В этой игре прячущийся обязуется ответить "Поло", когда ищущий говорит "Марко". Часто применяется в сериалах.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8

Пря́тки (другое название:"Туки-та")(описанный вариант правил в некоторых местах зовётся московскими прятками) - детская игра .

Описание игры

В начале игры все собираются вместе, затем водящий, встав лицом к стене, громко считает до 100 (или другого числа). Иногда десятками до 100 или 200. Другие в это время прячутся. Досчитав до нужного числа, водящий идёт искать спрятавшихся. Иногда перед этим полагается сказать «раз-два-три-четыре-пять, я иду [всех вас] искать», «пора-не пора, иду со двора» или «кто не спрятался, я не виноват». Увидев спрятавшегося, он должен первым добежать до места, откуда он начал поиски, и коснуться рукой стены, произнеся условленные слова, отличающиеся в разных регионах («чека́», «палочка-выручалочка», «палы-выры», «тра-та-та», «кулы-кулы», «туки-руки», «туки-туки за себя», «бан-барабан за себя», «стук-стук за себя», «стуки-та», «пали-стукали», «стукали-пали я», «туки-баки», «тюли-я», «стук палочки я»). Каждый спрятавшийся старается первым сделать то же самое. Следующим водящим является тот из спрятавшихся, кого засалили («зачекали») первым, а если не засалили никого - тот же, что и в прошлый раз. Прятаться за спиной или рядом с водящим нельзя. Иногда как вариант последний игрок может выручить всех "застукал" и водящий снова водит. Для придания динамизма игре по условиям водящим становится последний "застуканый".

Свободные игроки могут помогать ещё не найденным, выкрикивая подсказки типа:

  • «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» - означает, что момент для появления очень неблагоприятный;
  • «Пила-пила, лети как стрела» - обратный смысл: есть возможность обогнать водящего, а значит, пора выскакивать из укрытия.

На западе также распространён вариант игры, который называется «сардинки» . В этом варианте прячется один, а ищут его все остальные. Тот, кто найдёт его первым, прячется вместе с ним. Затем к ним присоединяется следующий, кто их найдёт, потом по очереди все остальные. Игра кончается, когда последний игрок присоединяется к остальным. Он объявляется проигравшим и обычно прячется следующим. В сардинки часто играют в темноте.

Также на западе известна версия игры в прятки с использованием имени и фамилии известного венецианского путешественника Марко Поло . В этой игре прячущийся обязуется ответить "Поло", когда ищущий говорит "Марко". Часто применяется в сериалах.

Напишите отзыв о статье "Прятки"

Примечания

См. также

Отрывок, характеризующий Прятки

«Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву.
– Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался.
– Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну!
– К какому дому то? – спросил ямщик.
– Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем.
Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил.
– Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь?
– Так точно с и у папеньки в кабинете светится.
– Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча.
Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное.
– Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина.
– Здоровы? – спросил Ростов, выдергивая у него свою руку.
– Слава Богу! Всё слава Богу! сейчас только покушали! Дай на себя посмотреть, ваше сиятельство!
– Всё совсем благополучно?
– Слава Богу, слава Богу!
Похожие публикации