Dominion. Обзор игры


Число игроков (и оптимальное): 2-4 (2-4)
Сложность освоения: умеренная
Время подготовки: до 5 минут
Время партии: до 1 часа

Приветствую, Ваше Величество!

Да, Вы, как и длинная череда Ваших предков, монарх, единоличный правитель маленького уютного королевства в краю рек и вечнозеленых лесов. Но между Вашими предками и Вами есть существенное отличие: Вы преисполнены надежд и мечтаний! Вам нужно более крупное и более комфортное королевство, Вы остро ощущаете нехватку рек, да и в лесах хотелось бы большего разнообразия пород деревьев и кустарников. Вам нужен доминион! Придется постараться, чтобы окрестные фригольды, фьефы и феоды, эти клочки земли, с горем пополам управляемые мелкими и бесталанными лендлордами, восприняли из Ваших рук дары цивилизации и объединились в могучее государство под Вашими стягами.

Такое вот лирическое вступление, изложенное в самом начале игровых правил, предвосхищает знакомство с игрой «Доминион». Собственно, как только эти строки будут прочитаны, можно смело забыть об игровой завязке и любых намеках на маломальский сюжет. Перед нами игра, действие которой могло бы разворачиваться где угодно и когда угодно. Это игра не про средневековье и не про отчаянную борьбу за власть. Это игра про наглядное следование принципу «Бритвы Оккама», а также про работу любимых Эркюлем Пуаро «серых клеточек». Вы разочарованы? Заинтригованы? Не спешите с выводами. Сейчас во всем разберемся.

Карточный домик
Сходство «Доминиона» с коллекционными карточными играми (далее - ККИ) заметно и невооруженному глазу - в большой картонной коробке скрываются исключительно 500 карточек. Разумеется, наименования и назначения у них самые что ни на есть разнообразные: карты королевства являют собой основной ресурс игры и в основном позволяют манипулировать со своей колодой, карты победы - индикатор набранных в ходе партии очков, а карты сокровищ нужны для приобретения всех остальных карт, хотя сами приобретаются за такую же «валюту». Добавьте к этому карты проклятия, которые используются, чтобы отравить жизнь оппонентам, и специальные карты-пустышки, единственное применение которым - заменять потерянных собратьев.

Если сыграть на этом ходу карту лесоруба,
распил золота принесет две дополнительных монеты!

Отличия же от ККИ кроются в основной идее игры - здесь не нужно стараться собрать суперколоду, убивающую противника на втором ходу, - все игроки начинают партию в равных условиях, и лишь правильно выбранная тактика приобретения и разыгрывания тех или иных общедоступных карт может обеспечить победу. Цена ошибки в таких условиях довольно высока - неверно выбранная на старте стратегия может привести к трудностям в поздней игре, а роковая оплошность в предфинальной гонке может стоить победы в партии.

Ходы игроков протекают весьма скоротечно и состоят из трех хрестоматийных фаз. Вот они:

  • Фаза действия , в которую игроки выкладывают из колоды карты действия и получают соответствующие той или иной карте плюсы;
  • Фаза приобретения , во время которой игроки тратят имеющиеся на руках денежные ресурсы на расширение своей колоды новыми картами:
  • Фаза расчистки - фаза, во время которой несыгранные карты присоединяются к тем, что были сыграны с руки в этом ходу, и набирается новая рука из пяти карт.

    Самая дорогая карта
    королевства в игре - искатель приключений

    Триумф присуждается игроку, в колоде которого на момент окончания партии оказалось больше всего карт победы - совершенно бесполезных в процессе игры, но единственно важных, когда речь заходит об определении победителя. Это правило и есть важнейший принцип игры, диктующий единственно верный подход, знакомый всем любителям ККИ: колода должна быть минимального размера и содержать при этом максимальное количество полезных карт. Уникальная особенность «Доминиона» в том, что в тот момент, когда в колоде не остается больше карт, игрок формирует новую из карт, лежащих в сбросе, а значит, одна и та же карта может прийти по ходу партии практически неограниченное количество раз. Именно в умении правильно составить свою колоду (читай - выбрать правильное соотношение карт королевства, карт победы и карт сокровищ) и лежит секрет великих свершений.

    Нужно больше золота!
    После нескольких партий в «Доминион», несмотря на все разнообразие тактик и элемент случайности, приходит понимание, что потенциал игры раскрыт отнюдь не на 100%. В самом деле, оригинальный «Доминион» более всего похож на базовый выпуск в коллекционных карточных играх - никаких взрывающих мозг механик и сложносочиненных стратегий, триумф голой идеи, да и только. Разумеется, разработчики тоже это понимали, а потому для игры на Западе уже вышло приличное количество дополнений. Пока же мы ждем их официального появления на российском рынке, давайте познакомимся с ними поближе:

    Dominion: Intrigue (2009) - самостоятельное дополнение, позволяющее увеличить максимальное количество игроков за одним столом до шести человек и включающее множество новых карт, в том числе - особые Decision Cards.

    Dominion: Seaside (2009) - дополнение, требующее наличие оригинального «Доминиона» или Intrigue. Как следует из названия, этот выпуск посвящен морю и его роли в жизни средневекового портового города. Помимо новых карт королевства, этот выпуск также содержит специальные Duration Cards, которые действуют во время хода противника.

    Dominion: Alchemy (2010) - небольшое дополнение, требующее наличия одного из «больших» выпусков игры. «Алхимия» развивает тему околонаучных изысканий, которые должны привести игрока к победе. В комплекте традиционно находится новая разновидность карт - Potion Cards.

    Dominion: Prosperity (2010) - полномасштабное, но все же несамостоятельное дополнение, посвященное роли, гм, материальных благ в игровом процессе.

    Dominion: Cornucopia (запланировано на 2011 год) - еще одно небольшое дополнение, особенностью которого должен стать акцент на сочетаниях карт, а также разнообразные награды за получение этих сочетаний.

    Как пройти в библиотеку?
    Уж чего-чего, а разнообразия тактик «Доминиону» не занимать. За него отвечают различные типы карт королевства, которых в коробке с игрой больше, чем принимает участие в каждой партии. Таким образом, ничего не мешает игрокам освоиться сначала с базовыми наборами, предлагаемыми для новичков авторами, а затем опробовать более изощренные расклады, которые подразумевают тактики посложнее и возросший градус накала борьбы.

    Одинокий вор. Мага и воина
    в «Доминион» не завезли

    Несмотря на упомянутое ранее отсутствие какого бы то ни было сюжета, названия карт неплохо сочетаются с механикой их действия. К примеру, кузница позволяет «наковать» дополнительные три карты из колоды, рынок добавляет всего понемножку, а ополчение заставляет противников сбрасывать карты, параллельно обогащая владельца лишним золотом для покупок. Любители самых разных стилей игры - от безудержной агрессии до мирного стяжательства - останутся довольны, здесь есть место для любого подхода.

    Это интересно: доминион - во времена бывшей Британской империи: самоуправляющееся государство, входящее в состав этой империи и зависящее от нее в своей внутренней и внешней политике (Толковый словарь Ожегова).

    Беспроигрышная лотерея
    После энного количества партий в «Доминион» поневоле задаешься вопросом: а нет ли единой стратегии победы? Все-таки здесь все в равных стартовых условиях, да и вариации имеющихся на столе карт королевства конечны. Правильный ответ - да, есть такая стратегия. Проницательные игроки уже после нескольких раундов догадаются, что самый легкий способ набрать много-много очков победы - скупать самые дорогие карты провинций по 8 у.е. каждая. Пока соперники увлеченно приобретают «интересненькие карты действий на пробу», хладнокровные стратеги накапливают в колоде карты-ассигнации максимального номинала, а при наличии на руке хотя бы восьми монет немедля приобретают себе провинцию.

    Однако, несмотря на безотказность такого подхода, на вариативности игрового процесса нельзя ставить крест. В сражениях между одинаково опытными оппонентами каждый игрок внимательно следит за действиями других и на лету изменяет свою стратегию таким образом, чтобы получить наибольшую выгоду, а заодно и навредить наиболее удачливым соседям.

    Увлекательность 2 из 3
    достоинства: формула «легко научиться, трудно освоить» здесь вполне применима
    недостатки: увлекательность игровой партии сильно зависит от уровня оппонентов
    Взаимодействие 3 из 3
    достоинства: как вредить оппонентам, так и защищаться от их козней крайне интересно
    недостатки: не выявлено
    Проработка 3 из 3
    достоинства: игровая механика проработана на самом высоком уровне
    недостатки: не выявлено
    Атмосфера 1 из 3
    достоинства: особенности той или иной карты хорошо сочетаются с ее названием
    недостатки: средневековая атмосфера в игре присутствует лишь условно
    Качество 2 из 3
    достоинства: игровая коробка идеально подходит для хранения карт
    недостатки: аскетичный дизайн карт, незначительные ошибки локализации

    Вердикт : Отличная тактическая карточная игра для искушенных ценителей жанра. Заядлые игроки в Magic: The Gathering и просто любители вдумчивых игр должны высоко оценить отточенный баланс и вариативный игровой процесс «Доминиона». Недостаток же атмосферы можно списать на нежелание авторов отвлекать игроков от главного - сражения умов.

    Добавка от mikeiva :
    http://dominionstrategy.com/ - название вполне объясняет: куча статей по стратегии игры, очень помогает понять основы и в правильном направлении сориентировать мозги. Скажем, новичкам (по себе знаю!) совершенно не очевидно, чем так крута Chapel, которую опытные игроки называют самой сильной картой в игре.
    http://play.goko.com/Dominion/gameClient.html - онлайн Доминион. Как против компьютерного оппонента, так и против живых людей. Но последних надо еще суметь отловить. Часто - народу полно, но все играют:)

  • Вы — один из лордов могучего королевства, которое предстоит буквально вырвать из рук других претендентов. Доминион должен быть вашим и только вашим: для этого хороши все средства.

    Крути до победы!

    Технически игра выглядит со стороны как напряженный поединок на картах, наподобие классических коллекционных карточных игр. Основное отличие «Доминиона» в том, что внутри коробки уже есть все необходимые 500 карт: для игры вам придётся только брать из них нужные для текущего расклада и пробовать отыграть по-максимуму.

    Что это за 500 карт?

  • 130 карт «денег»: 60 меди, 40 серебра и 30 золота;
  • 48 карт, ведущих к победе: 24 поместья, 12 герцогств, 12 провинций;
  • 252 карты королевства: по 10 воров, ведьм, библиотек, деревень, залов совета, лесорубов, мастерских, рвов, чиновников, ярмарок, шпионов и других зданий, людей или событий.
  • 30 карт проклятий;
  • 33 заместителя для создания случайного набора карт королевств для игры;
  • 7 пустых карт для того же.
  • В наборе 25 наборов карт королевства — и только 10 из них участвуют в одной партии. Это значит, что каждая битва за Доминион будет особой.

    Как играть?

  • Совершать действия на картах действий;
  • Покупать карты;
  • Расчищать стол перед следующим ходом.
  • По сути, нечто среднее между экономической стратегией и ресурс-менеджментом коллекционных карточных игр.

    Для кого эта игра?

  • Для любителей необычных и при этом качественных игр;
  • Для тех, кто ценит стратегический расчёт при некоторой доле случайности;
  • «Доминион» станет замечательным подарком для всех, кому нравится средневековая тематика.
  • А есть инструкция?

    Да. Кроме 500 карт в коробке вы найдёте полную русскую инструкцию, разделённую на 2 части: для подробного чтения и «шпаргалку» для опытных игроков, уже погрузившихся в битву за свой Доминион.


    «Ну и что ты расселся в кресле? Думаешь, если есть одна деревня и озерцо, в котором лягушки плавают, то это значит жить по-королевски? Вон соседнее королевство живёт припеваючи – провинции, сады, города, ярмарки каждую неделю. Вот тому королю живется замечательно. А ты дальше сиди в своей конуре. Или создавай Доминион, а то и я уйду — твой единственный советник, Дональд Ваккарино»

    Добрался я и до «папки» всего колодостроения, к игре под названием Dominion . Она вышла в 2008 году, явила на свет новую механику – deck building, завоевала кучу призов, разродилась кучей дополнений и обзавелась кучей последователей (сектой клонов свидетелей Колодостроения). Игрушечка уникальная получилась и противоречивая. На правое ухо одни люди будут шептать о том, какая эта игра классная, что имеет множество стратегий и вся такая мягкая и пушистая. А на левое злые языки нашепчут о том, какая она гадкая, противная, скучная, нудная, мутная и для очкариков. Что же делать, если мы сидим на заборе и не знаем, в какую сторону слезть – на ту, где Dominion любят, или на ту, где её заплевали? Надо определяться.

    Про Доминион написано немало. И обычные обзоры, и сравнения с другими колодостроительными играми, и описания разных стратегий. Не побоюсь сказать, что эта настолка за последние 4 года стала одной из самых громких. В чём же заключается эта популярность?

    В простоте и доступности механики. Кому бы ни показали игру – новичку или гику – все сразу въезжают в суть. И с каждой новой игрой у игрока появляется ощущение, что игра открывается ему всё время с разных сторон. Идеальной стратегии нету, у каждого она своя. И это цепляет.

    Доминион – игра карточная. В базовом издании вы найдете 500 карт и больше ничего (кроме, конечно, правил и органайзера). В отличие от Ascension , в правилах Доминиона чётко написано что к чему. Какие есть фазы, что может делать игрок в свой ход и когда этот ход заканчивается. Каждая карта подробно разобрана в правилах – запутаться сложно.

    Карты имеют понятные модификаторы (+1 покупка, +2 действия), либо текст, иногда очень объёмный. Каждая такая карта с текстом разобрана подробно в правилах.

    Но вот само оформление мне не нравится. Дизайн таких карт, как копейки и поместья, классные, а вот дизайн остальных карт какой-то очень простой. Сама коробка не располагает к себе, а уж правила… Будто бы сделаны в самом простом текстовом редакторе с примитивным оформлением. Само лого Доминиона мне не нравится. Ну и что мне делать с таким вот пренебрежением к игре?

    Ну не нравится мне

    Из-за этого я после покупки игры в неё не играл, наверное, полгода. Она у меня просто лежала на полке. Бывает и так. Я люблю яркие, красивые игры, они меня подкупают. Пускай даже игровой процесс будет занудным, зато какие классные фишки, карточки… =) Хотя немного лукавлю, конечно=) Если играть скучно, то никакие компоненты не спасут.

    А вот органайзер прекрасный

    Карты удобно раскладывать с линейкой-напоминалкой

    И вот как-то сказал я этой коробке на полке: «Ну ладно, надоело мне на тебя смотреть каждый день перед сном, придется мне тебя завтра расчехлить».

    Изучение игры начинается с правил. Я уже рассказывал о том, что они простые и классные. Их так легко пересказывать новичкам. Все игроки начинают с простой колоды, состоящей из 10 карт — 7 карт меди и 3 поместья (приносят 1 победной очко). Задача игрока – выиграть по победным очкам. Победные очки дают только зеленые карты – поместья, провинции, герцогства. С 7-ю картами меди (дают 1 копейку) в колоде сильно не разгонишься. Поэтому мы покупаем в свою колоду другие карточки. В каждой игре доступны только 10 видов карт из 25 возможных. Какие именно – решают сами игроки (либо выборочно, либо рандомно). Эти карты дают игрокам возможности/действия. Плюс игрок может купить карту копеек большим номиналом (2 копейки, 3 копейки).

    Самое ценное в игре

    В свой ход игрок может сделать:

    1) разыграть карту действия с руки;

    2) купить 1 карту со стола;

    3) сбросить оставшиеся карты с руки и набрать новые 5 карт.

    Так выглядит игровое поле

    Как мы видим, возможности у игроки небольшие. Вот поэтому он и покупает карты действий, которые ему позволяют набрать больше карт с колоды, сделать больше действий/покупок, либо выполнить уникальное действие, которое может не только вам помочь, но и насолить другим игрокам.

    Каждый игрок развивает свою стратегию. Может покупать карты копеек или «зеленые» карточки, которые приносят победные очки. А может сосредоточиться на картах, которые мешают играть оппонентам. Или делать микс из разных карт действий. В этом кроется столько возможностей, что вы себе не представляете. И ведь каждую игру доступные карты можно менять, а это значит, что будет меняться и наша стратегия. Плюс карты в руку приходят рандомно. «Зеленые» карты в руке только мешают, потому что они ничего не делают, кроме того, что в конце игры дадут победные очки.

    Когда заканчиваются «зеленые» карты, доступные для покупки, то заканчивается и игра. Либо же это происходит, когда истощаются 3 стопки карт действий на столе. После чего игроки подсчитывают победные очки.

    Вот тут хороший арт

    Сыграл действие/купил карту/сбросил руку/набрал новые 5 карт – элементарные правила, согласитесь. Многие говорят, что Ваккарино многое взял от Magic . Я не знаю, чем Доминион может напомнить Мэджик , пока в голову не пришла мысль, что это игра про составление колоды, как это обычно делается в любой ККИ. Только колоды без персонажей и в саму ККИ ты не играешь, а только собираешь колоду. Есть карты действий, есть карты, за которые разыгрываются карты действий. Обычно ведь в ККИ при подготовке деки игрок раскладывает все карты, которые ему доступны, выбирает самые подходящие карточки, которые образуют мощные комбо. Считается, сколько карт маны нужно, чтобы сильно не засорить ими колоду, но и не было недостатка ресурсов. Только в Доминионе этот выбор сделан в виде игры. Самого боя, как это есть в ККИ, тут нету.

    Стартовая рука

    Первые игры я проводил в виде дуэли, т.е. на 2 игрока. И как мне сильно понравились первые игры, так перестали радовать остальные. Почему???

    Что мне сразу понравилось:

    — покупай что хочешь. Полная свобода действий. Выпало в руке 3 копейки, а на покупку претендуют аж 4-5 карт, и какую из них купить? Эту, которая даёт +1 покупку и +1 действие? Или которая даёт 2 копейки и отбирает 2 карты у соперника? Пора ли уже покупать «зеленые» карты или еще купить парочку денежек?

    — у соперника может быть совсем другая стратегия. При одном и том же выборе карт на столе, можно выбрать кардинально другие способы достижения победы;

    — очень простые правила и предельно понятные действия карт. Запутаться в них сложно;

    — игра позволяет собирать умопмрачительные комбинации. Куча действий, куча покупок, куча дрова – как результат, много купленных «зеленых» карт за один ход, а это не может не радовать игрока.

    Почему игра перестала так радовать после десятка игр вдвоем:

    — порою играется довольно долго, иногда час и больше. Вот не знаю, почему так. Вроде и сильно не тормозишь, но пока сыграешь действия, пока выкупишь все карты, дающие победные очки… Пару раз было желание уменьшить количество карт в колоде;

    — как ни крути, а стратегия скупки только денег и «зеленых» карт довольно успешная. Её назвали silver test. Суть в чем: если у тебя 8 и более монет – покупай провинцию, если меньше 8, но больше 6 – покупай золото, если монет меньше 6 – покупай серебро. Я, еще не зная этого, частенько так и играл. Если соперники не знают, как играет такая стратегия, и сами по себе новички, то выиграть сильвер тестом не составляет труда. Зачем заморачиваться над картами, если противники берут всё подряд в руку?

    — как правило, играешь только 3-4-мя действиями. Все остальные карты совершенно не интересуют, так как только мусорят колоду. Получается эдакий мираж – вроде карты лежат, а ты их не замечаешь, потому что они не нужны;

    — как только колода наконец-таки начинает стабильно приносить в ход 8 и более монет, игра заканчивается. Как всегда на самом интересном месте;

    — взаимодействие в игре зависит только от количества «атакующих» карт на столе. Только одними атакующими картами играть неинтересно, а без них так скучно. Хочется чаще тормошить других игроков;

    — игра сухая. В воздухе витает необходимость собирать ресурсы и ставить миплы – вот такой себе еврогейм. Нету мяса, нету мощных атак, нету атмосферы.

    — победные очки приносят только «зеленые» карты. Можно набрать много карт, но без «зеленых» победа не светит.

    И я никак не мог понять, нравится ли мне Доминион или нет. Как мне писать статью, если еще не определился с игрой?

    А в это время в интернете таким как я писали – Доминион – это открытая книга, это открытая книга…

    А потом как-то сыграл в эту настолку втроём и вчетвером пару раз. И… Совершенно другие впечатления. В хорошем смысле этого слова. Интересно играть, когда все остальные игроки играют по-разному – тут уже не подстроишься под кого-то. Очень интересно наблюдать, как начинают работать чужие колоды неожиданно для тебя. Кажется, набрали кучу ерунды в колоду, а потом бах – и за ход забирают несколько герцогств. Как так?

    Надоели эти карты? Так замени их другими! Слишком добрые карты на выбор? Легко меняешь их на действия-атаки – и вот он хардкор. Если база кажется слишком простой, то вот вам целая куча дополнений. Автор игры регулярно снабжает фанатов новыми «наркотиками» в виде карт. Можно, конечно, говорить о том, что Доминион – это дойная корова, но уж больно вкусное молоко эта корова даёт.

    Итоги.

    Я не фанат Доминиона . Потому что эта сухая игра про перебирание карточек. Все 10 карточек будут доступны всю игру – никаких сюрпризов, ты просто методично наполняешь свой сброс теми картами, которые ты хочешь и можешь купить. Лично моё мнение, что лучше всего стараться покупать определенные 3-4 карты и не больше. Потому что остальные карты только замусорят колоду. А это значит, что из всех 10 доступных карт мне нужны только 3-4.

    Но я никогда не продам базовый Доминион , более того куплю дополнения. Потому что это одна из лучших игр с механикой колодостроения, к тому же она еще и первая такая. Игра спокойная, дома с семьёй можно поиграть, с женой, с подругой, с любым другим приятным человеком. Она не надоедает настолько, что смотреть не можешь. У неё есть похожий эффект, как и 7 Чудес , когда всякий раз на игротеке в неё интересно сыграть хотя бы раз. Игра умная – хватая все карты подряд легко проиграешь. И отлично подходит для людей, которых я хочу втянуть в настолки.

    Оценка: 7/10 (только за базу).

    На сайте Записки новосибирского настольщика появился подробнейший обзор игры Dominion . Ознакомившись с ним вы узнаете про игру буквально всё: и что такое Dominion , и из чего она состоит, какие у неё есть достоинства и недостатки и… кое-что ещё.

    «Как и ваши родители, вы монарх. Правитель маленького симпатичного королевства — речки, леса и всё такое. Но, в отличие от родителей, у вас есть амбиции! Вы хотите королевство больше и симпатичнее — ещё речек, лесов, и всё такое. Вы хотите себе реальные владения ! И ведь вокруг полно “независимых” клочков земли, управляемых игрушечными “лордами”, а на деле погрязших в анархии. Ну как не принести туда цивилизацию, объединив их под своим флагом?

    Но что это?! Неужели идея настолько очевидна, что соседние монархи тоже до неё додумались? Придётся действовать на опережение: хватать ничейные земли и отгонять от них соперников. Обзаводиться приспешниками, начинать строительство, укреплять замок, набивать казну… Мда, пожалуй ваши родители не пришли бы от этого в восторг. Хотя, если копнуть историю, всё это вполне в духе ваших предков по материнской линии…»

    Такими словами открывается книга правил игры, о которой и пойдёт сегодня речь. «Доминион» был хитом Эссена-2008, и остаётся хитом сейчас: на данный момент седьмое место в рейтинге BGG при 12.5 тыс. проголосовавших. Список наград тоже весьма внушает; достаточно сказать, что в нём есть “Spiel des Jahres” и “Meeples Choice”.

    Похожие публикации