Дидактическая развивающие игры игра для детей. Картотека дидактических игр в детском саду

Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только наставником, но и учеником.

Дидактические игры по математике для дошкольников призваны разнообразить обучающий процесс, уничтожить строгий официоз, поднять степень результативности усвоения и понимания математических основ.

Дидактические игры по математике в детском саду: цели и задачи

Дидактические игры проводятся с целью повышения уровня информированности ребенка об окружающем мире. Они вырабатывают наблюдательность, учат фиксировать и находить отличия между предметами, сравнивая их по разным характеристикам. В ходе игрового процесса дети учатся находить элементарные причинно – следственные связи.

Дидактические игры по математике в ДОУ могут быть самыми разными, их выбор зависит от поставленной цели:

  1. Использование в играх цифр и чисел способствует ознакомлению с понятием счета , историей возникновения цифр, совершенствованию умений счета и сравнения.

Эти дидактические игры по математике для дошкольников содействуют:

  • совершенствованию навыка самостоятельно использовать однозначные числа;
  • воспитанию внимательности, памяти, мышления;
  • освоению способа распределения натуральных чисел, совершенствованию навыка счета.
  1. Игры, составленные с целью изучения времени приобщают ребят к знакомству с днями недели, названиями месяцев, учат запоминать их положение в календаре.

  1. Игры на развитие ориентации позволяют воспитанникам научиться фиксировать и излагать собственную позицию на местности, определять и называть местоположение какого-либо предмета относительно другого. При достигнутой воспитательной задаче дошкольники умеют применять слова для названия расположения предметов.
  1. Игры с фигурами применяют с целью укрепления знаний о форме разнообразных геометрических фигур, совершенствования навыка их поиска в располагающихся рядом вещах. Такие игры благоприятствуют воспитанию внимания и формированию творческой фантазии у дошкольников.
  1. Дидактические математические игры, развивающие логическое мышление, изначально предназначены для формирования компонентов научного мышления: высказывание суждений, приведение доводов, подведение итога. Также они помогают развивать креативность и нестандартное мышление.

Это важно знать

  1. Дидактические игры не должны проводиться длительное время . Для детей младшего возраста на них достаточно выделить 5 минут. Дидактические игры по математике в старшей группе могут длиться не более 15 минут. Превышение этого времени может привести к снижению активности и ослаблению познавательного интереса, что может негативно повлиять на результат.
  2. Если в игре принимает участие коллектив, нужно уделять внимание индивидуальным способностям каждого , и, если будет такая необходимость, оказывать помощь неуспевающим для благополучного исхода воспитательной проблемы.

Дидактические игры своими руками для дошкольников

С целью роста познавательного интереса воспитываемых педагоги должны стараться разнообразить ход учения. Для этого многие вырабатывают и производят собственные обучающие тренинги. В изготовлении наглядности может пригодиться все, что находится под рукой, основное условие – безвредность для воспитанников детского сада.

Материалы для создания дидактических игр могут быть следующими:

  • подручные материалы – ткань, пряжа, пуговицы;
  • природное сырье – листья, цветы, трава, шишки;
  • канцелярия – клей, гуашь, цветная бумага, картон;
  • воображение – самая главная составляющая.

Дидактические игры по математике своими руками в картинках

Сделать дидактические игры своими руками совсем не сложно. Вот примеры таких математических игр.



Картотека дидактических игр по математике для дошкольников

"Опиши узор"

Цель: тренировка ориентирования в пространстве, совершенствование коммуникативных навыков.

Ход игры. У каждого дошкольника рисунок с изображением ковра. Воспитанникам требуется описать положение частей узора на рисунке: с левой стороны, с правой, вверху или внизу.

"Реши пример"

Цель: тренировка выполнения действий сложения и вычитания в пределах десяти.

Ход игры. Воспитатель кидает мячик дошкольнику и называет пример. Воспитанник, поймав его, отвечает и возвращает мячик. Далее педагог кидает мячик следующему.

"Найди ошибку"

Цель : анализ геометрических фигур, сравнение и нахождение лишнего.

Ход игры . Дошкольнику предлагается проанализировать ряды геометрических фигур и указать на ошибку, предложив вариант исправления с пояснением. Ошибкой может быть круг в ряду квадратов, или фигура красного цвета среди желтых.

"Покажи"

Цель: совершенствование умения узнавать геометрическую фигуру по заданному критерию.

Ход игры. Перед дошкольником разложены в случайном порядке несколько фигур, различающихся цветом, формой и величиной. Педагог предлагает определить фигуру по названному критерию: маленький квадрат, большой красный круг и т.д.

"Одно свойство"

Цель: закрепление знаний о свойствах геометрических фигур, развитие умения характеризовать и выделять фигуры по их признакам.

Ход игры: играющим необходимо предоставить по одинаковому комплекту геометрических фигур. Один из играющих выкладывает на стол одну из них. Задача второго выбрать из своего комплекта фигуру, отличающуюся от выложенной предыдущим игроком только одним каким-либо признаком. Например, если первая выложенная фигура – большой красный круг, то следующей можно выкладывать большой красный квадрат или большой синий круг, или маленький красный круг. Игру следует строить по принципу игры в домино.

"Кто соседи"

Цель: совершенствование умения называть соседей числа.

Ход игры . Участники становятся в круг. Воспитатель кидает мяч и называет случайное число. Ребенок, поймав мяч, называет соседей этого числа. После этого мяч бросается следующему участнику.

"Соберем урожай"

Цель : тренировка навыка сравнения предметов по размеру.

Ход игры . Педагог советует детям собрать урожай в разные корзины – в одну корзину большие овощи и фрукты, в другую – маленькие.

"Магазин и геометрия"

Цель : тренировка в распознавании основных геометрических фигур, совершенствование коммуникативных качеств.

Ход игры . На столе располагаются предметы различной формы, выставленные на «продажу». Каждый воспитанник – покупатель получает карточку – чек, на которой нарисована фигура: круг, треугольник, квадрат или прямоугольник. Он может приобрести любую вещь при условии, что форма товара соответствует рисунку на карточке. Безошибочно сделав выбор и доказав его ребенок получает покупку.

Дидактические игры по математике

Презентация дидактических игр по математике

Дидактическая игра – это прекрасный пример того, как в опытных руках взрослого игровой процесс превращается в обучающий. Во время увлекательного занятия малыши 4-6 лет расширяют круг своих знаний, развиваются интеллектуально и личностно. Занятия в игровой форме являются обязательным пунктом в распорядке дня любого дошкольного учреждения. Если же дошкольник находится на домашнем режиме, его родителям важно знать, каковы же особенности дидактических игр и как организовать обучающий игровой процесс дома.

Значение дидактических игр в развитии дошкольника

Дидактическая (обучающая) игра – это особенно важный вид деятельности ребенка, в процессе которого он получает новые знания и совершенствует полученные ранее. По сути, эта игра является наиболее эффективным методом обучения дошкольника. Она редко возникает спонтанно. Ее инициатором чаще всего становится взрослый. Чтобы организовать обучающий игровой процесс, ему необходимо заранее подготовится.

Полноценная обучающая игра впервые возможна именно с детьми дошкольного возраста потому, что:

  1. У малышей данной возрастной группы внимание уже достаточно устойчиво. Игровой процесс может длиться примерно 20 минут, а в случае крайней заинтересованности ребенка – еще дольше.
  2. В возрасте 4-6 лет у ребенка совершенствуется сенсорное восприятие и образное мышление, он полностью готов к обучению.
  3. Словарный запас у дошкольников уже достаточно большой, они изъясняются практически без проблем.
  4. У дошкольников уже можно рассмотреть способности к тем или иным видам деятельности. Тот или иной вид обучающей игры может быть направлен на развитие этих способностей.
  5. Четырех- и шестилетки уже могут следовать правилам игры, последовательно выполнять действия. Обязательное наличие правил и четкого плана – одна из особенностей обучающей игры.

Используя тот или иной вид дидактической игры, взрослые развивают у дошкольника:

  • сенсорное восприятие;
  • моторику;
  • речь;
  • мышление логическое и образное;
  • память;
  • воображение;
  • пространственное и временное восприятие;
  • усидчивость;
  • любознательность.

Целью дидактической игры может быть расширение круга знаний о природе, свойствах и предназначении предметов, тех или иных явления окружающего мира, правилах поведения, прочее.

Такой вид игровой деятельности имеет четыре обязательные составляющие: цель, правила, определенные действия участников и результат. Поэтому они не только организовываются взрослым, но и проходят в его присутствии.

Особенности выбора дидактических игр

Часто обучающая игровая деятельность не требует специального инвентаря или каких-то определенных игрушек. Организуя ее, взрослый может использовать все то, что есть у него под рукой.

Отдельное внимание следует уделить настольно-печатным играм. Обычно, они тематические. Выбирая покупной набор или книжное пособие, намереваясь сделать его самому, следует уделить особое внимание темам, актуальным для детей дошкольного возраста. Такими могут быть:

  • погода;
  • природа;
  • животный и растительный мир;
  • правое-левое;
  • режим дня;
  • этикет;
  • счет;
  • алфавит;
  • другое.

Виды дидактических игр с примерами

Так как обучающая игра – это довольно сложное педагогическое явление, существует большое количество критериев, по которым ее классифицируют.

Например, по количеству участников она может быть:

  • индивидуальной;
  • коллективной.

А по цели проведения:

  • направленной на развитие речи;
  • творческой;
  • воспитательной;
  • математической;
  • логической;
  • прочее.

Общепринятой же в педагогике является следующая классификация:

1. Дидактические предметные игры

Этот вид игр предназначен для совершенствования моторики, тактильного, зрительного, слухового восприятия ребенка 4-6 лет. Манипулируя игрушками, другими предметами, дошкольник развивает творческие способности, воображение. В процессе игры он общается с другими ее участниками, взрослыми и детьми.

«Учим материалы»


Цель игры: научить ребенка зрительно и на ощупь определять, из какого материала сделан предмет, группировать предметы по общему признаку, развивать речь, внимание и наблюдательность дошкольника.
Игровой инвентарь: небольшие предметы и игрушки, изготовленные из различных материалов (пластик, резина, дерево, стекло, металл).
Ход игры:
Перед ребенком ставят корзину, в которую сложены предметы и игрушки. Малышу предлагается по очереди доставать предметы, осматривать и ощупывать их. Основываясь на своих ощущениях, ребенок должен сказать, из какого материала изготовлен предмет. Можно попросить его рассказать, почему он решил именно так. Далее, малыш достает, описывает и откладывает предметы так, чтобы в каждой из кучек они были из одного материала.
Если в игру играет несколько детей, можно организовать что-то типа эстафеты: выставить перед участниками корзины с одинаковыми количеством предметов. По команде дети должны будут рассортировать их по материалу. Выигрывает тот, кто первым сделает это правильно.

«Все наоборот»


Цель игры: развитие крупной моторики дошкольника, расширение его словарного запаса и совершенствование речи.
Игровой инвентарь: мяч.
Ход игры:
В такую игру лучше играть втроем или небольшой группой (до 5 человек).
Среди участника выбирают ведущего. Он становится напротив остальных игроков и бросает им мяч по очереди. При этом он называет слово — прилагательное, а тот, кто ловит мяч, должен сказать антоним к этому слову.
Например:
холодный – горячий;
высокий – низкий;
большой — маленький;
добрый – злой;
тяжелый – легкий.

Если кто-то из участников ошибается, он выбывает из игры. Последний участник, которому удалось не выбыть из игры, становится ведущим.

2. Настольно-печатные дидактические игры

Предусматривается использование в игровом процессе наглядных пособий: сборников развивающих задачек, карточки, плакаты, макеты, игрушки, прочее. Часто такие пособия изготавливаются собственноручно.

«Фрукты и овощи»


Цель игры: закрепить знания ребенка о фруктах и овощах, научить его группировать предметы по определенному признаку.
Игровой инвентарь: корзинка, тарелки, вырезанные из бумаги фрукты и овощи.
Ход игры:
Карточки с изображениями фруктов и овощей можно купить в магазине, найти в Интернете и распечатать, нарисовать самому.
Бумажный «урожай складывают в корзинку. На столе перед ребенком ставят две тарелки. Малыш должен по очереди доставать карточки из корзины, называть фрукт или овощ, потом класть карточку в тарелку. При этом фрукты должны лежать в одной, овощи — в другой.

«Одевайся по погоде!»

Цель игры: припоминание названий предметов одежды, развитие речи и логического мышление, обучение группированию предметов по определенному признаку.
Игровой инвентарь: картонные карточки (с изображением времен года – большего размера, с изображением предметов одежды – меньшего).
Ход игры:
Если взрослый играет с ребенком дома, он выдает ему большую карточку с зимним, весенним, летним или осенним пейзажем. Рядом с малышом аккуратно разложены маленькие карточки с изображениями предметов одежды. Ребенку предлагается выбрать те из них, которые соответствуют погоде того времени года, которое ему попалось. Например: зима – теплый комбинезон, шапка, шарф, рукавички, сапожки.
Во втором варианте игры можно выложить перед ребенком карточку со временем года и несколько карточек с предметами одежды, одна из которых неправильная. Например: Лето: платье, босоножки, шортики, носочки, шапка с бубоном. Малыш должен найти и убрать лишнюю.

3. Словесные обучающие игры

Они направлены на развитие внимания, памяти и припоминания. Играя в такие, ребенок совершенствует речь, учится связно изъясняться.

«Придумай загадку»


Цель игры: развитие речи и коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста.
Игровой инвентарь: карточки с изображениями предметов.
Ход игры:
Игра получается очень увлекательной. В ней могут принять участие 3-10 человек. Можно придумывать загадки и дома, вместе с одним малышом.
Дети садятся на коврик, диван или стульчики. Первый из них подходит к взрослому и получает карточку. Малыш никому не должен ее показывать. Он становится перед другими играющими и описывает изображенный на карточке предмет. При этом он не должен назвать его.
Например:

  • кукла — игрушка, красивая, с бантиком, в платье, для девочек, так далее;
  • мяч – круглый, резиновый, играют на улице, так далее;
  • волк – хищный, злой, серый, живет в лесу или зоопарке.

Дети должны угадать и назвать описываемый предмет.

«Ассоциации»

Цель игры: активизация словарного запаса.
Игровой инвентарь: Мяч, кегля, флажок, мягкая игрушка на выбор.
Ход игры:
Если участников двое (взрослый и ребенок), они становятся друг напротив друга. Если их больше – они становятся в круг. Первый участник держит в руках мягкую игрушку (мяч, флажок, кеглю, прочее). Он передает ее соседу и называет слово. Сосед должен назвать другое, которое каким-либо образом связанно с предыдущим. И так далее.
Например:
осень – дождь – пасмурно – холодно – мокро;
игра – весело – куклы – машинки – друзья;
садик – воспитатель – няня – тихий час – прогулка.

Дидактические игры своими руками

Макет «Домашние животные»

был изготовлен из бросового материала (картона и газетных трубочек), для детей дошкольного возраста.
Ознакомиться с мастер-классом по изготовлению макета можно
Цель: закрепить представления о домашних животных.
Задачи:
Образовательная:
Закрепить знания детей о домашних животных. Отмечать характерные признаки животных.
Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие.
Формировать умения различать животных и их детенышей.
Формировать навык составления короткого рассказа о животных.
Развивающая:
Развивать у детей память, мышление, воображение.
Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь к родному краю.
Воспитывать у детей доброе отношение к животным, вызвать желание помогать им.

Макет "Дворик мельника"

Назначение: макет предназначен для непосредственно образовательной и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, для украшения интерьера.
Цель – способствовать возникновению и развитию эмоционально – познавательного интереса к историческому и культурному наследию России.
Задачи:
1. Закреплять знания об особенностях крестьянского труда, о профессии мельника.
2. Расширять представление о жизни крестьянской семьи на Руси.

Дидактическая игра: «Накорми колобка»


Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Оборудование: не высокие пластиковые баночки с крышечками, фасоль.
Изготовление пособия: на крышечке изобразить колобка (или другого персонажа) из самоклеющейся бумаги. Сделать отверстие во рту канцелярским ножом (удобно вырезать отверстие, если крутить ножом по кругу)

«Рыболов»


Вариантов этой игры очень много. Ее можно усложнять в зависимости от возраста детей. Я предлагаю свои варианты с детьми младшей, средней группы.
Ребенок ловит удочкой рыбку.
1."Какого она размера, цвета"
Цель: упражнять детей в определении размера рыбки; закреплять знания цвета.
2."Где, что растет"
Цель: учить классифицировать предметы по темам "Овощи", "Фрукты".
3."Кто, где живет"
Цель: учить классифицировать предметы по темам "Домашие, дикие животные"
4."Где чья мама" (нужны дополнительные карточки с изображением животных)
Цель: учить подбирать домашних и диких животных, правильно их называть.
5."Четвертый лишний"
Цель: учить классифицировать предметы по темам.

"Гвоздики и резиночки"


Для этой игры нужна деревянная фанера, канцелярские гвоздики и банковские резиночки.
Цель: для развития мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, воображения;; закреплять знания разнообразных видов геометрических фигур, линий.

Игра "Веселые гномики".



Цель: выучить названия дней недели и порядок следования, закрепить понятия вчера, сегодня, завтра.
Первый вариант.
"Какого гномика не стало".
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного гномика. Дети открывают глаз и отгадывают, какой гномик убежал.
Второй вариант.
Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок следования гномиков. Дети открывают глаза и расставляют их в правильной последовательности.
Третий вариант.
Учим вместе с детьми вчера и завтра, если сегодня понедельник, вчера и завтра, если сегодня вторник и т. д. цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.

«Тактильные крышечки»


для игры я взяла:
- крышечки из-под бутилированной воды;
- разнофактурные ткань, мех, наждачную бумагу, кожу, бисер;
- клей.
Ход работы:
- вырезала из различного материала кружочки такого же размера, как и крышечки и приклеила их.
Как играем:
- Положить все крышечки в непрозрачный мешочек и попросить ребенка вытащить крышечку с гладкой фактурой и т.д.
- "Найди пару"
- "Найди не похожие крышечки" (например, мех и кожа)
- "Угадай на что (кого) похоже"
- "Угадай, кто я" (рыжий мех - лиса, наждачная бумага - ежик, гладкая кожа - лягушка)

Развивающая игра «Квадратики с секретом»



Цель: обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, мелкую моторику.
Осязание или тактильное восприятие играет важную роль в развитии. И связано с развитием воображения, образного мышления и творческих способностей речи у детей. А тренировка мелкой моторики пальцев рук стимулирует своевременное развитие речевых навыков.
Каждый «квадратик» сшит из непрозрачной ткани. Это плоская подушечка размером 6х6, внутри которой находится картонный каркас, а в центре – один маленький предмет. «Квадратиков » с одинаковыми предметами внутри должно быть парное количество. Эта игра многофункциональная.
Первый вариант «Найди пару». Ребенок ощупывает «квадратик» и находит к нему пару.
Второй вариант. Нужно разделить «квадратики» на две кучки так, чтобы в каждой не было одинаковых. Первую кучку разложите на столе, а «квадратики» из второй раздайте игрокам поровну. Свои «квадратики» игроки кладут перед собой. Взрослый становится ведущим, но тоже может принимать участие в игре. Ведущий берет «квадратик», ощупывает его и описывает его содержимое словами. Например, говорит, что там большой гладкий камень. Игрок, у которого есть парный «квадратик», берет его себе. Выигрывает тот, кто первым получит пару для каждого из своих «квадратиков».

Развивающая игра «Конфетки»


Цель: учить дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «конфетки», развивать логическое мышление, внимательность, память.
Слух не менее важный инструмент постижения окружающего мира, чем зрение и осязание. Умение слышать и различать звуки тоже нуждается в постоянной тренировке. Чем лучше ребенок слышит, тем быстрее он научится понимать смысл того, что ему говорят и тем быстрее речевое общение станет для него эффективным способом получения новых знаний.
Каждая «конфетка» изготовлена из киндер – сюрприза. Наполнены «конфетки» разным наполнителем, производящим при встряхивании определенный звук, и обшиты яркой тканью. Пару составляют «конфетки», издающие при тряске одинаковый звук, с одинаковым наполнителем. Это могут быть бусины, крупы, скрепки и др.
Первый вариант «Найди такую же». Играют двое. «Конфетки» раскладывают на столе, игрок берет одну любую «конфетку» и гремит ею, а затем берет еще одну и тоже трясет. Больше двух «конфеток» брать нельзя. Если звук разный, то игрок кладет каждую на прежнее место, а ход переходит к следующему игроку. Если звук одинаковый, то игрок забирает обе конфетки себе, и получает право сразу сделать еще один ход. Игра продолжается, пока на столе не закончатся «конфетки».
А это подобная игра "кофеткам", пособие сделано из шоколадных яиц и обклеено термопленкой

Игра для развития мелкой моторики"Коробочка с сюрпризом"

Развитие детей - одна из первоочередных задач родителей. Вместе с тем природно-обоснованная, самая подходящая форма познания для дошкольников - игры. Именно с помощью дидактических развлекающих занятий родителям проще всего «достучаться» до ребёнка, найти с ним контакт, позволяющий стимулировать развитие и познание окружающего мира.

Понятие дидактических игр для дошкольников, их отличие от других видов развлекающих занятий

Под дидактическими играми обычно подразумевают учебный процесс, организованный в неформальной, весёлой форме. От игр в классическом понимании такие занятия отличаются направленностью на обучение, а от уроков - созданием игровой атмосферы, облачением образовательных процедур в неформальную форму.

В ходе таких занятий при помощи педагогических приёмов моделируются изучаемые системы, явления и процессы.

Достигаемые цели

Для детей различных возрастов применяются разные дидактические занятия. В то же время преследуемые ими цели не слишком зависят от возрастной группы. Такое развлекающее обучение нацелено на следующие блоки развития:

  • умственного;
  • нравственного;
  • трудового;
  • эстетического;
  • физического.

Различия игр, предназначенных для детей разных возрастов, будут заключаться, прежде всего, в сложности.

Учитывая, что большинство людей лучше всего воспринимают зрительную информацию, способ знакомства с окружающим миром, основанный на картинках, достаточно эффективен

Так, для умственного развития применяются игры, обучающие детей знаниям о мире, систематизирующие и расширяющие эти знания. В отношении дошкольников младших групп целесообразно применять обучающе-развлекающие занятия, направленные на развития сенсорного воспитания, поскольку тактильный опыт восприятия окружающего мира - обязательный базис, на основе которого дошкольникам постарше может быть предложена более сложная игра, систематизирующая и углубляющая первичные полученные с помощью тактильного опыта знания.

Во время игр, направленных на трудовое воспитания, в первую очередь должно развиваться понимание необходимости трудиться, уважение к чужой работе и понимание принципов причинно-следственных связей между подготовительной и конечной стадиями трудового процесса.

Такие изображния вырезаются, перемешиваются, и детишки сами раскладывают их в правильном порядке

Что касается направленных на нравственное воспитание игр, то цели для детей разного возраста будут существенно отличаться:

  • дошкольникам младших групп важно привить культурно-гигиенические навыки;
  • детсадовцам постарше необходимо познакомить с нравственными чувствами и отношениями.

Какое место в работе детских садов занимают дидактические игры

Различные дошкольные образовательные учреждения по-разному относятся к проведению обучающе-развлекающих занятий. В том или ином виде такое развлекающее обучение представлено практически в каждом таком учреждении, однако качество его подготовки и проведения может существенно отличаться.

Насыщенные цвета с преобладанием позитивного жёлтого делают обучающую игру еще интереснее

Наиболее передовые учреждения, занимающиеся дошкольным образованием, сегодня максимально плотно интегрируют такие занятия в обучающий процесс, подкрепляя ими базовые теоретические навыки дошкольников.

Оптимальным временем для игры специалисты считают утро и часы, следующие за послеобеденным сном, поскольку за счёт детской заинтересованности эти занятия значительно повышают умственную и физическую активность детей после пробуждения.

Классификация дидактических развлекающих занятий

Анализировать обучающе-развлекающие занятия можно по различным признакам. Например, если взять в качестве критерия цель такого занятия, то классификация будет представлена в следующем виде:

  • игры для умственного воспитания – «назови одним словом», «назови три предмета» (направлены на умение строить взаимосвязи, искать синонимы и антонимы);
  • развлекающие занятия для нравственного воспитания;
  • игры для трудового развития – «кто построил этот дом» (дети знакомятся с необходимостью составлять чертежи для постройки здания);
  • развлекающие занятия для эстетического воспитания;
  • игры для физического развития.

Физическая игра с элементами обучения, в рамках которой детишкам необходимо удерживаться на участке определенного цвета, развивает не только разум, но и тело дошкольника

Другая классификация будет базироваться непосредственно на процессе игры, а не на её цели:

  • игра с предметами - преимущество такого типа неформальных занятий заключается в том, что в качестве атрибутов используется природный материал, например, листья, камни, шишки, цветы. На основе использования этих атрибутов ребёнком строится сам процесс («опиши предмет», «что это?», «что вначале?»);
  • игра настольно-печатная - очень разнообразный вид обучающих занятий, включающий направленные на развитие речевых навыков, логики, внимания, умения моделировать и принимать решения («лото», «домино», «парные картинки»);
  • словесное развлекающее занятие - направлено на развитие самостоятельности, мышления и речи детей, учит описывать предметы, выделять доминирующие признаки, отгадывать слова по их вербальному описанию.

Виды обучающих игр для дошкольников младшей, средней и старшей групп

Для самых маленьких лучше всего подойдут игры, связанные с тактильным восприятием окружающего мира. Например, «собери корзинку». За счёт такого развлекающего процесса происходит умение познавать жизнь вокруг и разделять присутствующие в нём предметы и явления. Это база для дальнейшего познания.

Видео: дидактическая игра «Собери корзинку»

Для детей постарше подойдут более сложные игры . Например, «Кто что ест»: в её процессе дошкольники подбирают картинки животных к продуктам, которые те могут есть, и соединяют их прищепками.

Видео: Дидактическая игра «Кто что ест»

Для самой старшей группы целесообразно использовать словесное неформальное обучение, использующие не конкретные предметы или животных, а более абстрактные понятия, например, квадрат или круг.

Видео: игра по математике в старшей группе детского сада

Картотеки обучающе-развлекающих занятий для разных возрастных групп

Для разных возрастных групп походят разные дидактические игры, направленные на развитие различных способностей детей. Среди представленных в нижеприведенной таблице игры «Похож - не похож», «что лишнее» и «продуктовый магазин» рекомендуются для детей постарше, но так или иначе, всё подобное неформальное обучение может быть адаптировано под дошкольников разных возрастов.

Название игры Описание
«Где был Петя» Развлекательно-обучающий процесс строится на описании привычных, знакомых детям помещений: комнат в детском саду.
«Похож - не похож» Загадываются 2 предмета, 2 вида животных, малыши описывают их сходства и различия, что учит их сравнивать.
«Чудесный мешочек» Строится на сопоставлении формы и материалов различных предметов, что помогает определять эти признаки.
«Кто что слышит?» Развивает слуховое восприятие, учит сопоставлять звуки с их описанием.
«Продуктовый магазин» Симуляция похода за покупками.
«Парные картинки» Обучение умению группировать предметы по нескольким признакам.
«Что лишнее» Развивает способности к классификации и систематизации.

Как сделать дидактические игры для детей своими руками

При подготовке для дошкольников обучающе-развлекающего занятия самостоятельно важно соблюсти ряд принципов. Так, в соответствии с ними такие занятия должны быть:

  • системными - для обучения детей строить причинно-следственные связи;
  • усложняющимися - для поступательного интеллектуального развития ребёнка;
  • обладать свойством повторности - поскольку не каждый дошкольник запомнит и усвоит правила игры с первого раза;
  • добровольными - подбирать такое развлечение следует с учётом интереса и желаний детей;
  • обладать элементом таинства - сама достигаемая дидактическая задача должна быть замаскирована игровым процессом;
  • обновляемыми - каждой следующей игре следует дополняться новыми элементами, чтобы ребёнку не было скучно.

При этом учитывая обилие детских журналов и книг с яркими картинками, а также дополнительных ресурсов типа цветного картона или игрушек, изготовить материалы для таких занятий самостоятельно не представляет особого труда.

Видео: дидактические игры по сенсорике, делаем своими руками

Наиболее популярными и подходящими для самостоятельной подготовки для детей следует назвать игры типа «Лото» и «Шнуровка».

«Лото» легко адаптировать под конкретные нужды. Например, дошкольникам 3–5 лет очень важно привить культурно-гигиенические навыки. Согласно её правилам, детям раздают расчерченные игровые поля с изображением в центре и набор картинок, часть из которых имеют отношение к помещённой в центре поля, другая часть - нет. Дети должны заполнить поля вокруг этой главной картинки подходящими к ней по смыслу. Так, если ею сделать, например, рисунок «Мойдодыра», то ребёнку потребуется «окружить» его изображениями мыла, зубных щёток и т. д. При добавлении картинок на поля детям нужно объяснить, почему они решили, что именно это изображение подходит по смыслу центральному рисунку.

Видео: настольная игра для детей «Лото»

Другая игра, «Шнуровка», направлена на развитие мелкой моторики. Подходящими атрибутами могут быть любые детали подходящего размера, не слишком крупные, но и не чересчур мелкие, которые требуется пришивать к одежде: пуговицы, накладки и т. д. Такое развлекающее обучение можно дополнять и видоизменять: например, взять шнуровки разных цветов и установить в качестве правила, что разные детали должны пришиваться нитками подходящих цветов. Так у ребёнка разовьются знания о цветовой гамме.

Видео: развивающая игра «Дерево-шнуровка»

Таким образом, в форме дидактической игры скрыт огромный потенциал для развития детей разных возрастов. Важно соблюсти системный подход к выбору этих развлекающе-обучающих занятий, уделяя внимания всем аспектам детского развития. В то же время важно соблюдать возрастной ценз, чтобы повысить эффективность этого полезного развлечения.«Работа - это то, что человек обязан делать, а Игра - это то, чего он делать не обязан», - как говорил Марк Твен, и важно умело выдать одно за другое. Следует помнить, что детская вовлечённость и заинтересованность - ключевые факторы, обуславливающую пользу от игры и активное восприятие дошкольниками новых знаний и умений посредством этого неформального процесса.

Дидактические игры – это метод занятий с детьми в форме специальных развивающих игр, являющихся способом активного обучения. Основу дидактических игр составляет развитие познавательной сферы ребенка.

Выбирая такую игру, возраст вашего малыша, уровень его знаний, а также настроение и состояние здоровья. С помощью игр дидактического характера малыш приобретает знания и получает необходимую новую информацию.

Для малышей-дошкольников игра является ведущей деятельностью, благодаря которой они полноценно развиваются.
Дидактические игры сложны тем, что являются одновременно игрой, средством обучения и всестороннего развития ребенка. В процессе такой игры у малыша развиваются все психические процессы и формируются личностные особенности.

Дидактическая игра - увлекательный способ всестороннего развития личности:

Дидактические игры являются эффективным и необычным способом разных направлений воспитания малышей:

1. Умственного воспитания. Систематизирует знания, развивает сенсорные способности, обогащает знания об окружающей действительности;

2. Нравственного воспитания . Формирует бережное отношение к окружающим предметам, нормы поведения с людьми, черты характера;

3. Эстетического воспитания . Формирует чувство прекрасного;

4. Физического воспитания. Развивают мелкую моторику рук, формируют культурно-гигиенические навыки, развивают эмоциональность ребенка.

Дидактическая игра развивает самостоятельность и познавательную активность ребенка, а также его интеллект.

Ценность дидактических игр:

Развивают познавательные способности малыша;
Способствуют усвоению знаний;
Имеют развивающую ценность;
Воспитывают нравственные качества: честность, справедливость, требовательность, уступчивость;
Развивают речь ребенка.

Структура дидактической игры:

1. Ознакомление с ходом игры;
2. Объяснение содержания и правил игры;
3. Демонстрация игровых действий;
4. Распределение ролей;
5. Подведение итогов игры.

Виды дидактических игр:

Игры с предметами или игрушками;

Настольные игры;

Словесные игры.

Игры с предметами:

Такой вид игр предусматривает непосредственное восприятие малышом различных предметов, что способствует развитию стремления манипулировать ими с целью изучения.

Дидактические игры с предметами направлены на изучение различий между предметами, сравнение их между собой. В процессе таких игр дети изучают цвет, величину и качества предметов. Игры о природе предусматривают использование природных материалов: семян, листьев, цветков, камней, шишек, плодов.

Примеры дидактических игр с предметами:

Игра «Найди предмет»

Взрослый готовит два одинаковых набора предметов. Один накрывают салфеткой, а второй ставят перед ребенком. Затем мама или папа берет накрытый набор и ставит перед собой. Достает любой предмет, показывает его ребенку и называет. После этого снова прячет его. Ребенку необходимо найти у себя этот предмет и правильно его назвать. Задача ребенка - определить все подготовленные предметы.

Игра «Расположи правильно»

Взрослый готовит игрушки животных и детенышей. К примеру, цыпленок – курица, котенок – кот, щенок – собака. Ребенок должен расставить игрушки: детеныш животного – взрослое животное. Затем назвать их и описать.

Настольные игры:

К настольным играм относятся дидактические игры, направленные на знакомство малышей:

С миром, который их окружает;
С объектами природы;
С растениями и животными.

Настольные игры бывают в виде:

Лото;
Парных картинок;
Домино.

Функции настольных игр :

Настольная игра эффективна для развития:

Речи;
Мышления;
Внимания;
Навыков принятия решений;
Умения самостоятельно контролировать свои действия и поступки.

Какими могут быть дидактические настольные игры?:

Игра «Чудесные вагоны»

Мама или папа дает ребенку поезд, который заранее вырезан из плотной бумаги. В нем четыре вагона. Отдельно ребенку выдаются картинки с изображенными цветами, фруктами, животными, деревьями. Это будут так называемые пассажиры. Необходимо расположить их по вагонам, правильно распределив на группы. В одной группе должны быть похожие представители. Рассказать, чем похожи, почему они в одной группе, каким одним словом их можно назвать.

Словесные игры:

Эта разновидность дидактических игр направлена на развитие детской речи, а также воспитание у малышей самостоятельности. В таких играх используются как слова, так и всевозможные действия. Малыши учатся описывать различные объекты, узнают их по описаниям, определяют общие и отличительные характеристики.

Дидактические словесные игры преследуют цели:

Закрепление знаний;
Уточнение и расширение информации о мире;
Формирование познавательных интересов;
Развитие психических процессов;
Эффективное развитие мышления и наблюдательности у детей.

Примеры словесных дидактических игр:

Игра «Время года»

Взрослый читает текст о сезонах года. Ребенок отгадывает, о каком из них идет речь.

«Угадай-ка по описанию»

Взрослый на столе располагает шесть различных предметов. Затем описывает один из них. Ребенок по описанию определяет, какой предмет взрослый описал. Игру повторять, пока взрослый не опишет все предметы.

Роль родителей в организации дидактических игр:

Большую роль в развитии и воспитании ребенка играет участие родителей в играх. Родители, которые не принимают участия в детской игре, лишают себя возможности сблизиться с малышом, лучше изучить его личностные особенности. Родителям не следует быть руководителем игры. Необходимо быть партнером своего ребенка, достигая при этом взаимопонимания.   Этим и отличается общение родителя в игре от повседневного общения, когда взрослый является для своего крохи наставником. Родители, организуя дидактические игры с ребенком, реализуют следующие задачи:

Осуществление нравственного воспитания ребенка;

Развитие правильного поведения ребенка и формирование положительных взаимоотношений в семье;

Содействие формированию способов обучения ребенка.

Для ребенка игра является самым серьезным занятием. Без игры невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Игра – это способ развития любознательности малышей.

Уважаемые родители! Поддерживайте игровую деятельность малышей. Так вы сможете решить многие педагогические и психологические проблемы.


Похожие публикации